История семьи Владимира и Екатерины Фурсовых, участвовавших в строительстве БАМа

Как покорялась тайга…

Произнесите слово «БАМ». Чувствуете, какая мощь, какая энергетика идет от него? Это как удар колокола, призывающего к чему-то очень важному, смелому, действенному… Случайно или нет, но именно так, аббревиатурно, стали называть Байкало-Амурскую магистраль.

Красносулинцы участвовали в строительстве Байкало-Амурской магистралиОбщество

И ведь действительно БАМ вобрал в себя энергию молодых, целеустремленных комсомольцев, которые прямо со своего XXVII Всесозного съезда уехали покорять тайгу и строить железную дорогу.

8 июля 2024 года в столице БАМа Тынде прошли торжественные мероприятия, посвященные юбилею этой магистрали. На железнодорожном вокзале встретились два эстафетных поезда из Иркутска и Хабаровска. Несколько дней составы, постукивая колесами на рельсах, шли навстречу друг другу, чтобы встретиться в Тынде.

Они везли 600 человек — молодых душой и крепких духом строителей БАМа.

И встреча двух поездов в Тынде стала символом «золотой» стыковки Байкало-Амурской магистрали. Да, прошло уже целых 50 лет с начала покорения тайги…

Как все начиналось

Владимир Алексеевич и Екатерина Алексеевна Фурсовы из этой плеяды молодых и целеустремленных. В Тынду поехали, когда она уже именовалась городом (до 1975 года Тында была поселком).

А до этого Фурсовы, пока еще не знакомые друг с другом, заканчивали в Красном Сулине школу, получали специальности… А потом встретились и в 1971 году поженились. Работали они тогда на одном предприятии — на ЗМК.

У Екатерины за плечами Красносулинский металлургический техникум, у Владимира — курсы сварщика. Очень показательная деталь: завод еще строился, но для него уже готовили специалистов — ковали кадры. Посылали на обучение, на курсы. Вот именно так и было с Владимиром — он прошел обучение в Киреевске Тульской области.

Екатерина сначала была разметчицей, позже диспетчером цеха. Муж — сварщиком. Она — уже коммунистка. Он — комсомолец. На заводе тогда царило золотое время. Заказов очень много. А начинали с поставок конструкций на «Атоммаш».

У них уже было двое детей. Старший, Сергей, пошел во второй класс, а младшему не было еще и года (!), когда брат мужа Николай, уехавший ранее на БАМ, позвал их туда. Надо сказать, что на БАМ тогда уехали не только Фурсовы, а несколько семей с ЗМК. Решились на этот очень смелый поступок в 1980-м. И это несмотря на наличие детей и их возраст. Но что значит молодость! Когда можно узнать столько нового и неизведанного…

После них туда уехал еще один брат мужа — Андрей. Так что три брата Фурсовых работали на БАМе: Владимир с женой Екатериной, Николай (к сожалению, его уже нет в живых) с женой Зоей и Андрей с женой Валентиной.

Семья Фурсовых с детьми и родными.

На БАМ, на БАМ!

Путь был дальний. Сначала до Иркутска на Ту-154, а затем на небольшом Як-40 — до Тынды. В Иркутске в ожидании провели три дня: аэропорт Тынды самолеты не принимал. Когда вышли из самолета — ахнули! Выезжали раздетыми, а здесь уже выпал снег. Но вот понравилось все сразу. Вокруг аэропорта — тайга. Сосны, лиственницы, сопки…

Сообщением между Тындой и небольшим одноэтажным зданием аэропорта служил рейсовый автобус. Он и довез их до места назначения. Что на тот момент представляло это место? Тында разрасталась. А вокруг нее находились поселки с механизированными колоннами. Вот в этих поселках и жили приезжающие.

Екатерина Алексеевна о жизни в поселке рассказывает с огромным удовольствием:

— Поселились мы сначала в вагончиках. Вагончик для одной семьи. Он был разделен на две половины. В одной половине — спали, в другой — ели. А позже — в щитовых одноэтажных домиках барачного типа. Там располагались уже восемь семей. Инфраструктура на тот момент была очень хорошая. Школа на два поселка, детский сад в каждом поселке. Были бани, парные, причем классные! Были больница, скорая помощь…

Брат помог Владимиру устроиться в свою механизированную колонну №147 (в мужчинах на БАМе нуждались больше!). Женщины сначала работали сторожами, затем в котельной. Екатерина — не исключение. Их котельная отапливала один поселок и баню.

Кстати, когда Екатерина Алексеевна вспоминает про БАМ, глаза светлеют, а на лице сама собой появляется улыбка… Одно только воспоминание, рассказ о той жизни вызывают состояние эйфории.

— Если бы вы только знали, как там было хорошо! — восклицает она.

На работе. Екатерина Фурсова — слева.

Покорение тайги

К нашему разговору подключается Владимир Алексеевич:

— Видите, на всех фотографиях за нашими спинами — тайга. Так вот, сначала шла бригада, которая ее вырубала. А мы работали там, где делали насыпь, состоящую из скального грунта. Насыпь под будущую трассу. Наша задача состояла в ремонте техники, которая эту насыпь выравнивала, утрамбовывала. Работала там самая лучшая импортная техника. Немецкие самосвалы «Магирус». Бульдозеры, катки. У нас самих была специализированная японская машина, снабженная сварочным и слесарным оборудованием. Сварщик (Владимир), слесари, водитель. В бригаде 5 человек. Работали в режиме 15 на 15. А на трассу вылетали вертолетами.

В свою очередь Екатерина Алексеевна рассказывает о том, что женщины там могли приобрести себе такие вещи, о которых в Сулине только слышали. Прекрасные материалы для пошива одежды, лучшая импортная косметика, обувь… Одним словом, государство сделало все, чтобы бамовцы, строя самую дальнюю магистраль страны, не испытывали никакой нужды ни в чем. Но главное все-таки не в этом.

Главное — в той атмосфере, которая царила тогда на БАМе. В той дружбе людей, съехавшихся со всех союзных республик. Екатерина Алексеевна рассказывает, что в поселке были башкиры, марийцы, татары, немцы из Казахстана.

— Мы жили одной большой дружной семьей, — рассказывает она. — Я иду на работу в ночь, а детей оставляю на друзей. Им нужно детей оставить — пожалуйте ко мне. Все праздники, дни рождения, походы по грибы — только вместе. Мы приехали не на голое место. Все было очень хорошо организовано.

На отдыхе

Не хотели уезжать

А вот уезжали в 1984-м, вынудили обстоятельства: у Екатерины сильно болел отец. Как же им этого не хотелось! Плакали, когда прощались с теми, кто оставался. Уезжали летом. Природа буйствовала в своей красоте. Весной цвели кусты багульника, окрашивая все в сиреневый цвет… Летом — зеленая лиственница и снова сиреневый оттенок, но уже от иван-чая. А осень одаривала бамовцев роскошью золотой лиственницы на фоне зеленых сосен. Зима давала новые краски: зеленые сосны и белый снег.

— Красота круглый год, — вспоминает Екатерина Алексеевна. — Когда собираемся все вместе и вспоминаем что-то хорошее, то вспоминаем только БАМ.

Фурсовы — большие труженики. Сейчас у них очень хороший дом и большая дружная семья. Увидеть их сидящими на диване, наверное, можно, только попросив их сняться для публикации в газете.

А что после?

Екатерина Алексеевна вышла на пенсию в 2004 году. После возвращения с БАМа все эти годы работала нормировщицей. Владимир Алексеевич — сварщиком в ЖКУ. На пенсию вышел в 55 лет по льготе. И еще 7 лет работал в Москве в ТСЖ и сантехником, и слесарем, и сварщиком. А жена в это время занималась строительством дома. Все задумки, включая планировку, — это Екатерина Алексеевна. Вот такой домашний проектировщик и «руководитель процесса» зрел все эти годы в этой женщине. Наверное, сказались плоды должности заместителя парторга мехколонны №147.

Мечтают Фурсовы об одном — съездить на БАМ, где прошли лучшие годы их жизни. Но стоит ли? Ведь там уже все другое. Другая жизнь, другие люди. А вот воспоминания о том времени, неизменные, не тронутые какими-то другими впечатлениями и эмоциями, они останутся навсегда и будут греть душу всю оставшуюся жизнь…

Большая семья Фурсовых сегодня (наши герои — в центре).

Лидия Егорова. Фото автора и из архива семьи Фурсовых.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий