Железнодорожный вокзал хранит свою историю

Новости

Интересные судьбы зданий неизбежно связаны с не менее интересными судьбами людей. Одним из наиболее старинных зданий в нашем городе является железнодорожный вокзал станции Сулин, которая насчитывает уже 148 лет и является тем местом в городе, где, как через лупу, можно посмотреть и на прошлое, и на настоящее.

Железнодорожная станция Сулин

 Наша станция — часть Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги.  После отмены крепостного права на территории современной Ростовской области (Области войска Донского) стали бурно строиться заводы и железные дороги, открываться шахты.

Во второй половине 19 века близ поселка Сулин началось также строительство железной дороги, куда потянулись сотни рабочих людей. Рабочий день длился 15-18 часов, заработок составлял 3 рубля в месяц. Работа была изнурительной. 

Первоначальное слияние двух рек — Кундрючьей и Гнилуши — было за сегодняшним железнодорожным мостом, в районе бывшего щебзавода. Чтобы проложить железнодорожное полотно, строителям необходимо было построить два пролета моста. Естественно, это были лишние затраты, поэтому инженеры приняли решение русло реки Кундрючьей изменить так, чтобы Гнилуша впадала в неё чуть раньше, т.е. перед будущим железнодорожным мостом. То  место,  откуда строители вручную вынимали землю для насыпи под железнодорожное полотно, сулинцы  долгое время называли «выемкой»,  сейчас по ней проходит  автотрасса из нашего города в Ростов.

Станцию Сулин открыли в 1871 году, после завершения строительства железной дороги по линии   Воронеж — Новочеркасск. Станция имела второй класс, здесь останавливались пассажирские и грузовые поезда для набора воды  и чистки топки в локомотивах.

Паровозное депо

В 1873 году на станции Сулин было открыто паровозное депо. Здесь производились ремонт и техническое обслуживание паровозов Северо-Кавказской железной дороги. Во время войны в результате бомбежек  депо было разрушено, но после освобождения от оккупации в кратчайшие сроки восстановлено. Возле него находилось место захоронения погибших во время бомбежек работников станции, за которым  долгое время ухаживали работники депо. К сожалению, в настоящее время этот обелиск разрушен. Паровозное депо осуществляло работу до начала 90-х годов, а потом его закрыли  после прекращения эксплуатации паровозов. Лучшие образцы паровозов переданы в музеи тогдашнего Ленинграда и Минеральных Вод.

Здание вокзала станции Сулин сохранило свой внешний облик, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны также  сильно пострадало. Оставались только кирпичные стены и полуподвальные здания, где продолжали работать все железнодорожные службы, телеграф, почта. Возможны были и более страшные последствия для станции, если бы не зенитчики, которые располагались со своими орудиями за железнодорожным мостом, в садах и прикрывали работу железнодорожников от налетов немецких бомбардировщиков. Железнодорожный мост был взорван местными партизанами во время оккупации.

Здание вокзала полностью было восстановлено в нынешнем виде только в 1952 году.

При необходимости его реконструировали, делали ремонт, но особых изменений в архитектуру не вносили. Сохранилось даже помещение, которое когда-то занимал ресторан, позже переделанный в столовую.

Изменился, только немного, вид привокзальной площади. За годы войны кусты сирени, обрамлявшие ее, сильно разрослись, и это место облюбовали в летний период кочующие цыгане. К концу 50-х годов цыган выдворили, кусты сирени вырубили, а площадь расширили и засадили по периметру в конце 60-х годов елями. С 1952 года к вокзалу от центра города стал ходить первый рейсовый автобус.

Больница, парк, клуб

Управление железной дороги было состоятельной организацией. Сулинские железнодорожники располагали своей узловой больницей.  Построенная в 50-х годах прошлого столетия, сейчас она полностью разрушена.

Имелся клуб железнодорожников, построенный еще до войны и являвшийся центром притяжения всей сулинской молодежи. Очень многие работники станции Сулин занимались в нем художественной самодеятельностью. Здесь круглогодично шли репетиции духового оркестра работников депо и эстрадного ансамбля. Традиционно каждую субботу в клубе железнодорожников проходили встречи работников станции, на которых озвучивали имена тех,  кто за прошедшую неделю был лучшим. А на Новый год и День железнодорожников клуб не мог вместить всех желающих, и попасть внутрь его могли только обладатели пригласительных билетов.

Была здесь и своя библиотека, состоявшая из отделов технической и художественной литературы. Во время войны, в июле 1942 года, клуб  был разрушен в результате прямого попадания бомбы, но восстановлен вместе с вокзалом в    50-е годы прошлого столетия.  В 90-е годы он был закрыт и полностью разрушен. Сейчас находится в таком же состоянии.

Имелся  у станции Сулин и свой  парк, высаженный силами рабочих станции на субботниках. Деревья в парке были ухоженные, побеленные, широкие дорожки посыпаны песком. Повсюду стояли киоски с напитками, мороженым, пирожными. В центре парка в летнее время работал  фонтан. За парком ухаживали работники станции и щебзавода, а также служащие железнодорожной больницы.  Сейчас силами общественности и городских коммунальных служб парк вновь приведен в порядок. Но от былого великолепия ничего не осталось.

Судьбы  людей

На станции Сулин трудилось много жителей поселка Сулин.  Сулинские машинисты паровозов обслуживали не только станции в округе, но и железнодорожные маршруты дальнего следования.  Свидетельств о рабочих и служащих станции Сулин до революции и после осталось немного. Но известно, что перед  войной первыми ударниками Сталинского призыва 1936 года  были Черноусов И.М.,  Грабович Г.М.,  Самовалов И.П., Войтенко П.А.

Не обошли работников станции и предвоенные репрессии. Машинист Чернышев Иван Семенович, отец одного из старейших учителей п. Сулин Федоровой Лидии Ивановны,  был арестован в 1937 г. и в том же году расстрелян. И только в 1995 г. он был реабилитирован, а Л.И. Федорова признана пострадавшей от политических репрессий.

С началом войны первыми добровольцами на фронт из большого коллектива паровозного депо  ушли А.А. Москалев и А.П. Хорошилов. Оба погибли. Следом за ними в качестве политработников на фронт ушли П.Н. Тертышников и П.П. Банников.

В истребительном батальоне воевали Машков А.Н. и Ануфриев И.Н.  Более 30 работников паровозного депо станции Сулин были участниками Великой Отечественной войны.

После войны за самоотверженный труд 12 работников паровозного депо были награждены орденом Ленина:  Запорожцев А.А., Толсторёбров И.М., Потапов И.А., Батыщев Н.Т., Некрасов И.Н., Журбин М.С., Черноусов И.М., Субачев И.А., Кожухов В.В., Чирков Н.И., Скляров И.Н., Божко А.И. Шестеро работников награждены орденом Трудового Красного Знамени: Машков А.М., Соломатин И.П., Нефедов И.М., Ефименко М.Е., Бурлаков И.Я., Зуев Я.Н.  Многие были передовиками производства.

Среди них, например, Алексей Васильевич Алексеенко, который рассказал:

«Жизнь моя была очень тяжелая. Родился в 1937 году. Отец работал в локомотивном депо Сулин кочегаром, а во время войны на станции Лихая. Во время войны вокзал сильно бомбили, поэтому каждую ночь уходили на свинарники, которые находились хотя и на бугре, но далеко от вокзала. После войны окончил школу-семилетку в поселке Сулин, занимался лесонасаждениями, в том числе  вдоль железнодорожного полотна. Потом предложили пойти поработать в вагонное депо слесарем в ПТО (пункт технического осмотра), там  работала также моя мама смазчицей. Затем поработал  на шахте  №9 и в 1956 году был призван в армию. Отслужив 3,5 года,  вернулся в Сулин, женился. Причем встретил свою будущую жену на танцплощадке, которая находилась возле клуба железнодорожников. Вновь вернулся работать на нашу станцию и проработал там до самой пенсии почти 40 лет».

В семейном архиве А.В. Алексеенко сохранились грамоты и газетные статьи, посвященные его трудовым достижениям.

Много интересной информации я почерпнул из интервью с Каскевич  Верой  Ивановной, 1940 года рождения, отец которой,  И.Ф. Хорошаев, до войны  работал на станции Лесостепь и был расстрелян фашистами за отказ сотрудничать с ними в январе 1943 года. 

Хорошаева

Каскевич В.И. работала на станции Лесостепь ученицей оператора, затем на заводе «Ростсельмаш» и одновременно заочно училась в железнодорожном техникуме. После его окончания продолжила работать на станции Сулин подменным дежурным по станции. Здесь же встретила своего будущего мужа Ткачева В.Н., машиниста поезда. Всего на станции проработала 38 лет. Имеет многочисленные награды и грамоты за труд, является ветераном  труда.

Иван  Завьялов,  учащийся д/о «Bella Italia» ГЦВР «Досуг» (руководитель —  Л.Н. Горбачева).





Красносулинский вестник
Добавить комментарий