Здорово дневали! Выпуск №39

Новости

Великие казаки. Донская земля взрастила немало выдающихся казаков, замечательных деятелей науки, искусства, культуры…

Миненков А.В. — инженер, изобрел особый способ добывания ртути.

Попов А.Г. — историк, автор книги «История Войска Донского», изданной в 1814 г.

Попов Х.И.- первый директор Донского музея в Новочеркасске, один из первых исследователей остатков хазарской крепости Саркел, автор книги «Очерки истории донских казаков».

Самсонов Д.Г. — инженер-мелиоратор, осушивший многие приволжские болота.

Косоногов И.И. — инженер-путеец, участвовал в проектировании Великого сибирского пути.

Корольков С.Г. — талантливый живописец и скульптор.

Греков М.Б. — композитор.

Ергунов П.Г. — бытописатель терских казаков.

Горелов И.Н. — хирург, профессор военно-медицинской академии.

Иловайский Д.И. — автор многочисленных изысканий и учебника русской истории, принятого до революции в русских средних школах.

Косоротов С.И. — профессор, автор многих научных публикаций по судебной медицине.

Краснов И.И. — автор исторического очерка «Низовые и Верховые казаки».

Леонов М.Л. — выдающийся казачий поэт 19 в.

Полторацкая М.А. — профессор Ростовского педагогического института, занималась изучением говоров народной речи донских казаков.

Screenshot_35.png

Обычаи и традиции

«ПОМОЛЧИ, ЧЕСТНАЯ СТАНИЦА! АТАМАН ТРУХМЕНКУ ГНЕТ»

На больших казачьих кругах так есаулы призывали выслушать атамана. Народные собрания на майданах, обычно очень шумные, подчинялись порядку, установленному обычаями. Если атаман хотел высказать свое мнение, то молча поднимал вверх папаху, сложенную вдвое; тогда есаулы шли в толпу и обращали внимание казаков на этот знак. Наступала тишина, и все собравшиеся казаки внимательно выслушивали своего атамана.

Screenshot_37.png

ПРИСЯГА

Присяга — торжественное обещание перед крестом и Евангелием. Вот как она звучала в дни возрожденной независимости (1918-1920 гг.):

«Обещаюсь честью донского казака перед всемогущим Богом, перед Святым его Евангелием и Честным Крестом, чтобы помнить Престол Иоанна Предтечи и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Всевеликому войску донскому, своему Отечеству.

Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе и процветанию Войска донского. Обязуюсь повиноваться Большому войсковому кругу и   избранному им донскому атаману. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу Войска донского и не щадя жизни ради блага Отечества.

Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг донского казака.

Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым и не нарушать своего обещания из-за корысти, родства, дружбы или вражды.

В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знамением, целую Святое Евангелие и Честный Крест.

Screenshot_33.png

Казачье оружие

Лук и стрелы

Упругий прут, стянутый тетивой в дугу, был первоначальным метательным оружием у всех народов древности, кочевников. У разных народов луки различались по величине и по линии изгиба прута, а стрелы — по наконечникам (трехгранные, четырехгранные, лопастные и т.п.). Тетива чаще всего делалась из жил животного. Натянутая, она выпускала стрелу на далекое расстояние.

…Казаки пользовались луком с глубокой древности. Несмотря на широкое применение огнестрельного оружия, среди казаков еще во время войны с Наполеоном имелось много    искусных стрелков из лука. Среди них был и сам донской      атаман М.И. Платов.  В 1808 г., во время дружественной встречи русского и французского императоров, он показывал Наполеону, как казаки пользуются луками.

Screenshot_34.png

Палаш

Однолезвийное холодное оружие, почти прямой клинок длиною 80-90 см, с заточенным для уколов концом. Прототип казачьего палаша с эфесом без охранной дужки часто встречается в погребениях подонских асов-танаитов начала нашей эры. Он известен в археологии, как канчар. У казаков также — полоса.

Screenshot_36.png

Традиционные праздники народов Дона

Народы, исповедующие ислам, в день весеннего равноденствия (21-22 или 23 марта) отмечают праздник  Навруз-байрам.

У таджиков и узбеков праздник сопровождался красочными танцами, воспроизводящими процессы труда.

Для азербайджанцев были характерны театрализованные представления национального кукольного театра.

«Религия осетин, — отмечают исследователи, — одна и та же у всех родов — это странная смесь христианства и старых суеверий. Вот почему наряду с почитанием божеств языческого пантеона осетины празднуют двунадесятые праздники, дни наиболее почитаемых святых. Так, май у них называется «Николай-май» в честь св. Николая; ноябрь — «гор-губа» в честь св. Георгия; в разгар лета осетины празднуют «Хуцаудзуар» — день Креста Господня.

В конце июля отмечают донские армяне праздник Вартевор, по времени совпадающий с днем Преображения Господня по календарю Армянской апостольской церкви.

Донские и приазовские греки с большим размахом празднуют Пасху и день св. Георгия. Истинно народным стал у свободолюбивых греков национальный праздник День независимости от турецкого господства, который отмечают ежегодно 25 марта греки всего мира.

По преданию, донские казаки всегда отмечали широко и весело не только церковные, престольные праздники, но и «свои дни» службы в лейб-гвардии Донской казачьей батареи, а также связанные с годовым хозяйственным циклом.

«Несмотря на тяжелый труд воина, находили казаки время и слушали соловьев,  развлекались от души, по-детски самозабвенно. Плясали, играли в «оленя», «утку», «гусей и волков». Заливались гармошки, слышались напевы старинных казачьих песен, повсюду звучали веселый смех и шутки… Все ходили разнаряженные и счастливые»,- писал о том далеком времени донской краевед В.Н. Королев.

Проведение веселых, хлебосольных, наполненных искренним восхищением мастерства представителей всех народов Дона праздников и по сей день является визитной карточкой гостеприимства нашего донского края.

Продолжаем сохранять наш самобытный казачий язык, на котором гутарили наши далёкие предки. Передай его своим потомкам!

МАХОТКА — низкий кувшин с широким горлом для донского кислого молока;        по-русски — «крынка».

НАИГРЫШИ — в казачьей песне упражнение голоса запевалы короткой музыкальной фразой, состоящей из затейливых переливов.

НАРОКОМ — специально, нарочно.

НАЧАС — на короткое время.

НЕПУТЕВЫЙ — недобрый, жуткий.

НОНЯ — сегодня.

ОБЫДЕНКИ — с утра до вечера.

ОСЕНЬЁЙ — осенью.

ПАДИНА — низменное место.

ПЕРЕВАЖИТЬ — превзойти, перевесить.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий