Смеяться, плакать? или Мы все в одной лодке

Новости

Прежде чем начать повествование, хочу предупредить наших читателей, что при всей необычности информации она стопроцентно правдива. Признаюсь честно, что до сих пор сама воспринимаю ее как чью-то шутку. Но это — быль.

А дело было так. В одном из многочисленных поселков на территории нашей необъятной страны женщина сильно повредила руку. Ситуация сама по себе не из приятных. Это прежде всего болевые ощущения,  потеря работоспособности (как дома, так и на работе), да и, что там говорить, одно сплошное неудобство в повседневной жизни.  Конечно же, ее направили в рентгеновский кабинет  сделать снимок. Когда снимок был готов, она поспешила на прием к хирургу. Врач долго крутил его в руках, а потом произнес удивительную фразу: «Пожалуйста, сделайте снимок второй, здоровой руки, чтобы я мог их сравнить».

Признаюсь и в  том, что когда мне рассказали эту историю, хохотала до слез. Чего, конечно, не скажешь о женщине, сидевшей в тот день в кабинете врача. А ситуация оказалась до банальности проста: хирург на тот момент уже уволился, а замещать его назначили… лор-врача. Классного в своей профессии специалиста, но не хирурга!

И вот тогда смеха как-то сразу поубавилось, и на его место пришла наигрустнейшая грусть. Оттого, что два года пандемии оставили такой след,  от которого избавиться будет очень и очень сложно.

Сейчас в пандемийной жизни «оттепель». Надолго ли? А пока коридоры городских, областных больниц и медицинских центров наполняют заждавшиеся своей очереди «хроники». И, пожалуй, у кабинетов неврологов их стало гораздо больше.

Да, статистика констатирует рост числа неврологических заболеваний у населения. Появился даже термин «постпандемийное стрессовое расстройство» (ППСР), которое спровоцировал коронавирус. Оно выражается в повышенном чувстве тревожности, безнадежности, бессилия, негативном мышлении, повышенной раздражительности и усталости.

Но это как бы по одну сторону проблемы. По другую — сокращение численного состава самих медицинских работников. Родная статистика неумолима: только в первом квартале  2022 года максимальный отток медицинских кадров зафиксирован в Курской, Ростовской, Саратовской, Оренбургской областях и Республике Башкортостан. Суммарные потери составили 1184 человека.

Конкретно для нашего случая, который произошел в поселке, а не в городе, кадровая проблема гораздо более выражена. В основном это ФАПы, реже амбулатории, где работают фельдшеры, получившие образование еще в советский период. И эти фельдшеры очень ждут молодые кадры себе на смену. А накопленный опыт у них огромен!

Ведь фельдшер на селе — это кладезь практических знаний. Они умеют  и знают очень многое: жизнь заставляет. И все, с кем удалось пообщаться, в один голос твердят: «Кто нас сменит?». Потому как молодые кадры ехать в сельскую местность, даже с учетом предлагаемых подъемных, желания не имеют.

На сегодня в государственной системе здравоохранения задействованы 654 тысячи врачей и около 1,5 миллиона специалистов со средним медицинским образованием. Самое интересное в том, что в настоящее время идет   увеличение объемов подготовки в медвузах, а количество врачей  при этом все равно уменьшается. Кадровый голод никуда не делся, он продолжает нарастать. Уходят медики из профессии.

Но, пожалуй, самое страшное, что произошло за время пандемии, — это моральное и профессиональное выгорание тех, кто призван поддерживать нас лечением не только тела, но и нашего внутреннего состояния. Огромное напряжение, не проходящее длительное время, постоянные перегрузки на работе, свои собственные болезни и домашние проблемы сделали свое дело.

Произошел  отток специалистов из любимых профессий. Не все обладают отменным здоровьем и огромной выдержкой.  А ведь в медицину чаще идут те, кто с детства пытается лечить окружающих, смазывая им ссадины йодом. Это — призвание. И отказаться от призвания — страшно вдвойне. Остались самые стойкие, самые преданные своему делу. Но уже и на их лицах  есть эта печать отрешенности и усталости.

По другую сторону — ждущие своего «приговора» пациенты. И те же усталость и отрешенность. В принципе, все это давно известные факты. Поэтому закономерен вопрос: о чем это я сейчас? На какие мысли подтолкнул меня тот случай в одном из поселков нашей страны?

А я вот о чем: о взаимопонимании и терпимости. Об умении не только слушать, но и слышать главное, что скажет собеседник. Именно собеседник. Потому как от полноты информации, полученной от пациента, будет зависеть и вердикт медицинского специалиста. А пациент, в свою очередь, очень внимательно выслушает вердикт врача. Это такое своего рода таинство за  закрытой дверью. Там, за этой дверью, решается практически судьба человека, ведь между хорошим здоровьем и полноценной жизнью почти всегда можно поставить знак равенства.

И от того, что произойдет за закрытой дверью кабинета врача, зависит очень многое. Причем для обеих сторон. Пусть же призвание врача всегда будет с ним рядом. И пусть всегда будет происходить это взаимопонимание за закрытой дверью. Потому что мы  нужны друг другу, потому что мы все в одной лодке…

Лидия Егорова.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий