Previous Next

Новая виртуальная учебная реальность учителя, ученика и родителя

Сегодня образование в России переживает не лучшие времена. Однако гимназия, как и все школы района, и образование в целом продолжают учебный процесс. С введением в стране режима самоизоляции и переходом учащихся на дистанционное обучение наши учителя прошли бесплатный онлайн-курс, который помог им быстро и эффективно организовать уроки в удаленном режиме. На самом деле этот аспект пойдет на пользу всему образованию, мы вынужденно начнем заниматься цифровизацией, более активно внедрять IT-технологии в образовательный процесс. Это будет стимулировать развитие не только компетенции учителя, но и образование в целом для работы в новом формате.

 

Мы начали подготовку к переходу на новую форму образовательного процесса ещё в период весенних каникул. Протестировали различные способы коммуникации детей с учителями. Вначале большинство педагогов гимназии остановились на использовании электронной почты, WhatsApp. Такой подход понравился и преподавателям, и детям. Но он оказался очень трудоёмким и не совсем эффективным.

Что касается учебной программы, то на первом этапе сложности возникли только с выполнением заданий по математике и русскому языку. И уже в первую неделю апреля учителя гимназии не только прошли бесплатные онлайн-курсы, но и прослушали вебинары по вопросу организации дистанционного обучения, познакомились и с различными электронными ресурсами, опытом работы других педагогов страны. Огромную работу пришлось проделать классным руководителям - вручную регистрировать своих воспитанников на платформе "Якласс".

Когда образовательный процесс перешёл на более совершенное, апробированное дистанционное обучение, практически все его участники столкнулись с проблемами разного характера. И одна из них - техническое оснащение.

Администрация гимназии в первую очередь выдала 24 ноутбука ребятам из многодетных семей и семьям, которые в них нуждались.

Учителям тоже было непросто, так как программы не были адаптированы под использование дистанционных образовательных технологий, приходилось перестраиваться на ходу. Мы пережили и тот технический провал, когда не только у обучающихся, но и у некоторых учителей не было дома компьютера или качественного интернета. Но, как показала практика, благодаря совместной работе и взаимопомощи все смогли перестроиться на современный формат обучения.

Большую помощь в переводе стандартного, привычного процесса обучения учителей гимназии в совершенно новую, непривычную для себя форму работы оказали И.И. Коваленко, Н.М. Семынина, лично мне -     В.Е. Гляденцева.

Большинство учителей гимназии освоили новые электронные ресурсы, которые помогают нам обучать гимназистов в создавшейся ситуации. Очень хорошо, что провайдеры открыли бесплатный доступ к платформам с полезными ресурсами. Хорошо, чтобы такая возможность сохранилась не только в период карантина, так как возникли вопросы организаций платформы, на которой можно было бы осваивать дистанционные технологии и стимулировать педагогов для активного участия и в будущем.

Учебный год стремится к завершению. Уже прозвенел последний звонок для наших выпускников, и несмотря на то, что он впервые прошёл в онлайн-режиме, А.А. Андреева - замдиректора по ВР, Е.В. Захарова - классный руководитель 11 класса, первые учительницы И.С. Феоктистова, В.В. Головина сумели сделать его не менее трогательным, интересным и запоминающимся. Желающие могут познакомиться с его содержанием на сайте гимназии.

Если раньше учитель разжёвывал материал, то теперь ученикам приходилось, посмотрев видеоурок либо презентацию по новой теме, закреплять и решать всё самим. Чтобы облегчить учебный процесс, мы подключили доступ к лучшим образовательным платформам. Так, ученики 1-11 классов используют: Дневник.ру, Фоксфорд, РЭШ (Российская электронная школа), ЯКласс, Учи.ру, Яндекс.Учебник, LECTA. Учителя проводили уроки, групповые и индивидуальные консультации с использованием социальной сети VK, платформы ЯКласс, Учи.ру, Фоксфорд и др. При необходимости использовали телефон.

Во время урока учитель находился на связи и отвечал на вопросы учащихся. Не у всех педагогов получилась такая форма работы, но все мои коллеги подошли к процессу творчески. Например, учитель начальных классов Т.А. Корнакова создала сайт своего 4-го класса, на котором проходили уроки, внеурочные занятия, была организована воспитательная работа. А учителя О.В. Гвозденко, И.Ю. Спиридонова, Е.А. Коваленко, Л.В. Казьмина, К.С. Бобырь умело сочетали обучение и воспитание своих подопечных сразу на нескольких образовательных платформах.

 В целом то, что сейчас реализуется в гимназии, да и в любой другой школе, по факту дистанционным обучением мы называть не можем. Это просто попытка в авральном режиме реализовать обычное обучение с помощью ограниченных средств.

Я очень хорошо понимаю, как сложно сейчас учителям, но другого выхода нет - мы работаем в новых условиях, и надо учиться, если не хватает компетенций.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих: сегодня учителя по-настоящему выручают друг друга. Время делиться наработками, брать чужое, узнавать, на каких платформах много удобного и интересного, искать в социальных сетях сообщества коллег-предметников. Нужно попросить и получить помощь.

 Уверена, что не надо бояться просить помощи у учеников, ведь иногда они умеют и знают больше нас, особенно если дело касается технологий. Мы тем самым оказываем им уважение. И ученикам это позволяет, с одной стороны, наладить отношения с учителем, а с другой - самим выступить в роли педагога.

Психолого-педагогическая служба гимназии разместила на сайте методические рекомендации для учителей, учеников и их родителей, которые нужно использовать в условиях самоизоляции, как эффективно и с пользой пройти эпидемию и другие чрезвычайные ситуации без паники, стресса, растерянности, как сбалансировать учёбу, работу и отдых, чтобы ученики смогли понять, что процесс обучения прежде всего нужен им.

При дистанционной форме обучения огромную роль играет самообразование. Никаких учителей за спиной - всё сам!

Но у многих детей навыки самоконтроля сформированы слабо, потому что они привыкли работать под руководством учителя. В этом случае функция контроля перекладывается на родителей.

Понятна обеспокоенность родителей по поводу того, что их дети не справятся с новой системой обучения. Например, одна мама (Ю.Б. Порох - мама ученика Порох Арсения, 7 "Б") в разговоре сказала: "Основная проблема сейчас заключается в том, что учиться дома непривычно. Ощущение, что дети не могут понять - это затянувшиеся каникулы или все-таки учёба. Сильные ученики не выпадут из образовательного процесса. Выпадут слабые. За них больше всего переживаем".

М.С. Дорофеева (мама ученика 6 "А" Дорофеева Никиты) утверждает: "Как мама я удовлетворена качеством онлайн-обучения. Мой ребёнок учится в шестом классе, и ему, например, интересно учиться дома. У него проявляется азарт при выполнении тех или иных заданий. Во время занятия соблюдается дисциплина, так как учитель взаимодействует с учениками по видеосвязи. И мне спокойно, что он дома под присмотром".

Особенно сложно было самостоятельно осваивать школьную программу учащимся начальной школы, поэтому роль родителей в этом случае невозможно переоценить.

 К тому же у таких малышей ещё нет навыка работы с компьютерными системами. Поэтому родители настраивали систему самостоятельно, проверяли "Личный кабинет". Многие мамы и папы отпрашивались с работы, чтобы отправить домашнее задание учителю. Низкий вам поклон за вашу помощь, за вашу поддержку, за сотрудничество и понимание!

В старших классах всё проще. Те дети, которые прилежно учились в "штатном режиме", сейчас приобрели дополнительные навыки самоорганизации. Что касается остальных, то им всё равно, в какой форме обучения ничего не делать. Родители выпускников утверждают, что у детей формируется ответственность за проделанную работу. А это важное качество для дальнейшей учёбы в вузах.

Психолого-педагогическая служба гимназии на сайте напоминает родителям о том, что необходимо соблюдать режим и обязательно запланировать объём работы на неделю вперёд.

Эту истину знают все, но важно помнить, что крайне нежелательно проводить за компьютером всё время, поэтому мы рекомендуем родителям переключать своих детей на выполнение каких-то домашних дел.

Кроме того, психолог Я.Н. Столбенко и социальный педагог гимназии Я.Н. Грицкова предлагают приёмы техники по саморегуляции, снятию тревоги и волнения, борьбы с паникой в условиях эпидемиологической ситуации, а также рекомендации семьям по выстраиванию детско-родительских отношений в условиях самоизоляции. Имеются рекомендации для старшеклассников по самоорганизации времени и пространства, рекомендации педагогам по психологическому сопровождению дистанционного обучения.

Конечно, по прошествии такого короткого срока рано делать выводы о качестве дистанционного образования в нашей гимназии. Это абсолютно новый вид обучения, который сейчас интересен и детям, и педагогам. Но я уверена: если по окончании режима самоизоляции дети вернутся в школы без пробелов в знаниях, то мы все выйдем на абсолютно новый уровень образования.

Дистанционное обучение, современные технологии должны стать частью процесса. Современные дети хотят учиться "в любое время в любом месте", хотят получать те знания, которые нужны им именно в этот момент. Поэтому процесс обучения должен меньше зависеть от того, в каком месте или на каком уроке находится ученик. Процесс должен быть непрерывным, а для этого нужно перестроить весь образовательный процесс, в т.ч. обеспечить его дистанционность.

Но при трудностях, с которыми лично мне пришлось столкнуться, я вижу большой потенциал в системе онлайн-обучения. Этот трудный, необычный учебный год методическая служба гимназии планирует закончить проведением заседания научно-методического совета по теме: "Реализация дистанционного онлайн-образования в гимназии. Первый опыт образовательной реальности". 

С. Галченко, заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 1.