7 августа — День железнодорожника

Новости

Железнодорожный вокзал хранит свою историю. Одним из наиболее старинных зданий в нашем городе является железнодорожный вокзал станции Сулин, которая насчитывает уже 150 лет и является тем местом в городе, где, как через лупу, можно посмотреть и на прошлое, и на настоящее.

Железнодорожная станция Сулин.  Наша станция — часть Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги.  После отмены крепостного права на территории современной Ростовской области (Области войска Донского) стали бурно строиться заводы и железные дороги, открываться шахты.

Во второй половине 19 века близ поселка Сулин началось также строительство железной дороги, куда потянулись сотни рабочих людей. Рабочий день длился 15-18 часов. Работа была изнурительной. 

Станцию Сулин открыли в 1871 году, после завершения строительства железной    дороги по линии Воронеж — Ростов. Станция имела второй класс, здесь останавливались пассажирские и грузовые поезда для набора воды  и чистки топки в локомотивах.

Паровозное депо. В 1873 году на станции Сулин было открыто паровозное депо. Здесь производились ремонт и техническое обслуживание паровозов Северо-Кавказской железной дороги. Во время войны в результате бомбежек  депо было разрушено, но после освобождения от оккупации в кратчайшие сроки восстановлено. Возле него находилось место захоронения погибших во время бомбежек работников станции, за которым  долгое время ухаживали работники депо. К сожалению, в настоящее время этот обелиск разрушен. Паровозное депо осуществляло работу до начала 90-х годов, а потом его закрыли  после прекращения эксплуатации паровозов. Лучшие образцы паровозов переданы в музеи тогдашнего Ленинграда и Минеральных Вод.

Здание вокзала станции  Сулин сохранило свой внешний    облик, несмотря на то, что во время    Великой Отечественной войны также  сильно пострадало. Оставались только кирпичные стены и полуподвальные здания, где продолжали работать все железнодорожные службы, телеграф, почта. Возможны были и более страшные последствия для станции, если бы не зенитчики, которые располагались со своими орудиями за железнодорожным мостом, в садах и прикрывали работу железнодорожников от налетов немецких бомбардировщиков. Железнодорожный мост был взорван местными партизанами во время оккупации.

Здание вокзала полностью было восстановлено в нынешнем виде только в 1952 году.

При необходимости его реконструировали, делали ремонт, но особых изменений в архитектуру не вносили. Сохранилось даже помещение, которое когда-то занимал ресторан, позже переделанный в столовую.

Изменился, только немного, вид привокзальной площади. За годы войны кусты сирени, обрамлявшие ее, сильно разрослись, и это место облюбовали в летний период кочующие цыгане. К концу 50-х годов цыган вы-дворили, кусты сирени вырубили, а площадь расширили и засадили по периметру в конце 60-х годов елями.

С 1952 года к вокзалу от центра города стал ходить первый рейсовый автобус.

Больница, парк, клуб. Управление железной дороги было состоятельной организацией. Сулинские железнодорожники располагали своей узловой больницей.  Построенная в 50-х годах прошлого столетия, сейчас она полностью разрушена.

Имелся клуб железнодорожников, построенный еще до войны и являвшийся центром притяжения всей сулинской молодежи. Очень многие работники станции Сулин занимались в нем художественной самодеятельностью. Здесь круглогодично шли репетиции духового оркестра работников депо и эстрадного ансамбля. Традиционно каждую субботу в клубе железнодорожников проходили встречи работников станции, на которых озвучивали имена тех,  кто за прошедшую неделю был лучшим. А на  Новый год и День железнодорожников клуб не мог вместить всех желающих, и попасть внутрь его могли только обладатели пригласительных билетов.

Была здесь и своя библиотека, состоявшая из отделов технической и художественной литературы. Во время войны, в июле 1942 года, клуб  был разрушен в результате прямого попадания бомбы, но восстановлен вместе с вокзалом в    50-е годы прошлого столетия.  В   90-е годы он был закрыт и полностью разрушен. Сейчас находится в таком же состоянии.

Имелся  у станции Сулин и свой  парк, высаженный силами рабочих станции на субботниках. Деревья в парке были ухоженные, побеленные, широкие дорожки посыпаны песком. Повсюду стояли киоски с напитками, мороженым, пирожными. В центре парка в летнее время работал  фонтан. За парком ухаживали работники станции и щебзавода, а также служащие железнодорожной больницы.  Сейчас силами общественности и городских коммунальных служб парк вновь приведен в порядок.        Но от былого великолепия ничего не осталось.

Иван  Завьялов,  учащийся д/о «Bella Italia» ГЦВР «Досуг» (руководитель —  Л.Н. Горбачева).

Строительство железной дороги. После отмены крепостного права в царской России стал бурно развиваться капитализм: начали строиться заводы и железные дороги, открываться шахты (рудники). Пришли изменения, всколыхнувшие хуторскую тишину, и в наших краях во второй половине 19 века близ хутора Сулин наметилось строительство железной дороги Воронеж — Ростов, куда потянулись сотни рабочих людей. Вот как начиналось это строительство.

…По рассказам, дошедшим до нас, первоначальное слияние двух рек — Кундрючьей и Гнилуши — было за сегодняшним железнодорожным мостом, в районе бывшего щебзавода.

Чтобы проложить железнодорожное полотно, строителям необходимо было построить два пролёта моста. Естественно, это были лишние затраты, поэтому инженеры приняли решение русло реки Кундрючьей изменить так, чтобы Гнилуша впадала в нее чуть раньше, т.е. перед будущим железнодорожным мостом. Начались строительные работы.

На левом берегу реки Кундрючьей в этом районе находились сады зажиточных крестьян Толпыгиных. В них стали открываться кабаки, в которых после изнурительной работы строители часто засиживались допоздна. А народ на строительство железной дороги прибывал к нам, надо сказать, не только со всех губерний царской России, но и ближайшей Украины, из других хуторов.

Гуляли рабочие шумно, долго, почти до полуночи, а наутро с тяжёлой головой вновь брались за лопаты и носилки. Их рабочий день длился 15-18 часов, заработок составлял 3 рубля в месяц.

С тех памятных исторических лет место, откуда строители вручную вынимали землю для насыпи под железнодорожное полотно, сулинцы долгое время называли «выемкой» (сейчас по ней идёт автотрасса из нашего города на Ростов — прим. авт.).

По воспоминаниям старожилов, будущая железная дорога должна была пролегать как раз по линии труб землянок некоторых крепостных крестьян. Тогда хозяин разрешил им переселиться на другое место: кто стал строиться в леваде, кто на будущих улицах Магнитогорской и Колхозной, названной впоследствии Кондратовской по имени первого поселенца Кондрата (его дом стоял по левой стороне улицы, в ее начале — прим. авт.).

Именно в это время Сулиновский хутор стал называться посёлком Сулиновско-Кундрюченским и превратился в центр Сулиновской волости.

Позже, за железнодорожным полотном, недалеко от речки, на хороших землях, выделенных волостным правлением, были сады зажиточных крестьян: Сажневых, Белоконевых, Горбачёвых, Потаповых…

Железная дорога с новым железнодорожным вокзалом вступила в строй в 1871 году. Годом позже был пущен в эксплуатацию Сулинский металлургический завод Д.А. Пастухова.

Отрывок из книги «У слияния двух рек». Авторы: Надежда Сажнева, Лариса Михалева.





Красносулинский вестник
Добавить комментарий