Россельхознадзор информирует — 248-ФЗ вступил в силу

Новости

С 1 июля 2021 года вступил в силу (за исключением положений, для которых установлены иные сроки) новый Федеральный закон «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248, принятый Государственной Думой 22 июля 2020 года, одобренный Советом Федерации и подписанный 31 июля 2020 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Он пришел на смену действовавшему 294 – ФЗ 

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 248-ФЗ государственный и, муниципальный контроль в Российской Федерации – это деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, устранение их последствий и восстановлению правового положения.

В статьях нового закона есть пересечения как с нормами ранее действовавшего Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, так и много новшеств. Если ранее основное внимание уделялось контролю за исполнением хозяйствующими субъектами соблюдения Федеральных законов и норм, то во вступившем в силу Закона № 284 –ФЗ больше внимания контролирующих органов уделяется мониторингу и профилактике в деятельности хозяйствующих субъектов.

Законом № 248-ФЗ установлено, что помимо названного закона нормативно-правовое регулирование отношений, осуществляется также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Теперь, также в ч. 1 ст. 23 и ст. 25 Закона № 248-ФЗ определено, что контрольный (надзорный) орган при планировании контрольно-надзорных мероприятий относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

— чрезвычайно высокий риск частотой проверок;

— высокий риск;

— значительный риск;

— средний риск;

— умеренный риск;

— низкий риск с зависящей от этого частотой проводимых проверок.                                                                                                                                                                                  

В соответствии со ст. 61 Закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются на основании плана проведения плановых контрольных  мероприятий на очередной календарный год подлежит согласованию с органами прокуратуры.

Виды контрольных (надзорных) действий перечислены в ст. 65 Закона № 248-ФЗ — это осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент. О каждом из них подробно говорится в гл. 14 Закона № 248-ФЗ.
Проверки могут быть и внеплановыми. Согласно ст. 57 и 66 Закона №  248-ФЗ их отличие в том, что они могут проводиться независимо от наступления сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план их проведения.

Окончание контрольного (надзорного) мероприятия сопровождается составлением акта. В случае если по результатам такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.

В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного  мероприятия в акте указывается факт его устранения и к акту приобщаются документы.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий контрольный  орган в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений (ч. 1 ст. 89 Закона № 248-ФЗ). К возражениям можно приложить подтверждающие документы.

Необходимо отметить, что на основании ч. 1 ст. 93Закона № 248-ФЗ при наличии

обстоятельств, уполномоченное должностное лицо контрольного органа может

отсрочить исполнение решения на срок до  1 года, о чем принимается соответствующее решение.

Составление документов будет осуществляться контрольным (надзорным) органом в  электронной форме и заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сообщать проверяемым лицам о своих действиях и решениях контрольный

орган сможет, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31.12.2023 года

направлять проверяемым лицам документы и сведения можно на бумаге, если, например,  электронная связь невозможна.

Направление в адрес контрольных (надзорных) органов документов также будет  осуществляться в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, но это должно быть предусмотрено положением о виде контроля.

Закон № 248-ФЗ закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным органам.

Снижение количества проверок достигается не только за счет приоритета

Профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий.

Отметим новшество, которое основано на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. При этом произошло сокращение сроков проверок.

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней).

Красносулинский вестник
Добавить комментарий