Здорово дневали!

Казачество

Возрождение. Духовно-нравственное воспитание детей

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения и культуры делают сегодня особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики молодежи.

Духовное возрождение общества должно начинаться в первую очередь с воспитания духовности подрастающего поколения. А что может лучше помочь в достижении этой благородной цели? Конечно же, обращение к своим истокам, истории казачества, победам и достижениям старших поколений!

Для нас истоки — это не пустой звук и просто красивое слово, а обращение к своим корням, к истории своих семей, города, общества. Поэтому система воспитания детей в школах, как и дошкольных учреждениях (детских садах), в духе патриотизма и нравственности включает в себя большой перечень мероприятий, посвященных памятным датам, военно-спортивным играм, смотрам песни и строя, встречам с ветеранами, тематическим классным часам, совместной работе с казаками станицы Сулинской и    Сулинского юрта и т.д.

Историко-культурный компонент — работа школьного Музея истории и культуры донского казачества (казачьей школы №10) и музейных уголков других школ и детсадов; информационные пятиминутки «По страницам истории»; ежегодная работа по уходу за военным мемориалом, расположенным в хуторе Клевцово, — тоже является очень важным в воспитании детей.

Праздничные мероприятия, взаимодействие в коллективе, с товарищами и педагогами, активность, общественная работа в школе также формируют у казачат представление и практический опыт честного, порядочного, ответственного отношения к порученному делу, оценку своего поведения и поступков окружающих.

Школьники участвуют в благотворительных акциях «Твори добро», «Я живу, я люблю жизнь!» и т.д., активно развивают школьное самоуправление, проводят заседания совета атаманов казачьих классов, посещают музеи и выставки, другие значимые для общества исторические места.

И как хорошо, что в наших казачьих школах много внимания уделяется дополнительному изучению регионального казачьего компонента: интересных и познавательных фактов из истории своей малой родины, героев-ветеранов,  казачьего костюма, быта и обычаев казаков; кулинарных традиций и донского гостеприимства.

Именно дополнительное образование является очень важным инструментом в формировании личности школьника, так как школьные учебные программы сегодня настолько перегружены, что на дополнительных занятиях казачата, слегка отдохнув, могут более тесно прикоснуться к истории казачества и всему тому, что делает их жизнь более насыщенной и интересной.

Особенно если это касается духовно-патриотических мероприятий. А это — главное.

Древо жизни. Отыщи своего предка

 Гордясь своими предками, не лишай такой возможности своих потомков. Ц.А. Меламед.

Одна из древнейших исторических наук, которая занимается поиском предков людей, называется генеалогией, что в переводе с греческого означает «родословная».

Человек всегда живо интересовался своими предками — пусть это заинтересует и вас, мои дорогие казаки и казачки, ведь каждая семья — это кладезь удивительных событий, переплетений судеб и эпох, которые вписаны в хронику всей нашей страны.

  • Составьте свою родословную, свое «Древо жизни»; напишите маленькую историю вашей большой семьи в память о том, что было, для тех, кто есть (подрастает) и кто будет! А я вам помогу.
  • Первое. Если в доме сохранились большие семейные альбомы, полистайте их и внимательно всмотритесь в родные лица, послушайте воспоминания старших родственников. Возможно, узнаете происхождение своей фамилии, а также имена и время рождения каждого, запишите их, подкрепив это их фотографиями.     
  • Второе. Составьте родословное дерево своей семьи. Перечислите в нем всех родственников, о которых вам удастся узнать от родителей, бабушек и дедушек. В самом основании дерева расположите себя, затем в хронологическом порядке, согласно родственным отношениям, поместите всех родных.
  • Третье. Первым делом заполните индивидуальные листы ваших родителей, после чего заполняйте листы других (ближайших) родственников, взяв за основу самое интересное и значимое.
  • Четвертое. Расскажите о ваших семейных путешествиях (или событиях), в которых вам удалось побывать всем вместе.
  • Пятое. Расскажите о самых выдающихся (значимых) достижениях представителей вашей семьи: о наградах и отличиях рода.
  • Шестое. Напишите послание потомкам: детям, внукам, правнукам, в котором расскажите о себе сегодняшнем. Таком, какой вы есть именно сейчас, со своими мыслями и планами, задачами и достижениями, пожеланиями. Это послание будет самым удивительным из того, что вы сможете оставить будущим поколениям.

Дерзайте! Если каждый из вас всерьез займется генеалогией своей семьи, то вас ждут интересные открытия. Это не только увлекательно, но и знакомит с семейной историей и преданиями, дает историческую канву событий, которые для вас оживут.

P.S.: Основатель рода (прадед) помещается обычно внизу, подобно корням дерева: на стволе — его прямые потомки, а на ветвях — более дальние родственники.

История казачества

Жилища казаков. Жилища казаков назывались куренями. Строительный материал был всегда под рукой: деревья и кустарники; камыш и солома; земля и глина, которой обмазывались плетни из лозы…

Первые курени казачьих городков были неказисты — простые землянки     (в случае внезапного нападения противника и уничтожения городка казаки не несли больших потерь и могли быстро построить точно такие).

Но уже к концу 17 века у некоторых зажиточных казаков на Дону стали появляться и каменные курени. До наших времен достоял известный своей историей «ДОМ БУЛАВИНА», составляющий часть Старочеркасского музея-заповедника.

Долгое время он принадлежал войсковому атаману Луке Максимову, которого казнили булавинцы. Но когда в 1708 году донские казаки потерпели поражение от русских войск под командованием русского князя В. Долгорукова, приближавшегося к Черкасску, Кондрат Булавин с 50 верными товарищами укрылись в крепких стенах этого дома. К сожалению, силы были неравны, и Булавин с казаками погибли. Сам же он вошел в историю как воплощение казачьей свободы и независимости.

Природные конники. 450 лет верного служения донских казаков Российскому государству — яркий образец доблести и чести.

Казачьи части всегда представляли собой грозную военную силу и мощь. Они были спаяны не только жесткой дисциплиной, но и высокой по сравнению с простыми солдатами царской армии степенью сознательности, развитым чувством долга и верностью присяге.

Все эти качества воспитывались в казаках с раннего детства.

Если конница переплывала реку — первыми плыли казаки. Они изумляли всех своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали легкостью и красотою своего конного строя. Они поражали затейливою игрой заманивающей врага лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, были «единственной в мире, неподражаемой и несравненной конницей…».

И это не удивительно, ведь казаки постигали науку верховой езды с малых лет, вырабатывая в себе чувство уверенности, удали и бесстрашия. Был красив этот народ не только внешне, но и по характеру!

Красносулинский вестник
Добавить комментарий