Добрая школа
Сегодня мы расскажем нашим читателям о школе необычной. Школе, в которую приходят и не совсем обычные дети. Но то, как налажена здесь работа, какую поддержку она получает, говорит об очень многом.
В этом году Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат №1» исполняется 60 лет. О том, чем живет школа сейчас, мы беседуем с ее директором Натальей Анатольевной Маликовой.
Наталья Анатольевна руководит этим учреждением уже 10 лет. Поэтому прекрасно знает и проблемы учреждения, и все положительные моменты. Но оказалось, что учреждение получает такую достойную поддержку от государства, что говорить можно только о положительных моментах.
Чем живет коллектив?
Но обо всем по порядку. В 1964 году была сдана в эксплуатацию школа-интернат на 300 мест по адресу: пос. Н-ГРЭС, пер. Фондовый, 16. На сегодня школа находится в ведении региональных властей, так что финансовые вливания идут оттуда.
Наталья Анатольевна подчеркнула, что если раньше здесь обучали детей только с умственной отсталостью, то сейчас с расстройством аутистического спектра (РАС), с синдромом Дауна и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). На сегодня в учреждении числятся 86 детей. Норма по СанПИН: с легкой умственной отсталостью — 12 человек, с тяжелыми множественными нарушениями развития — 5 человек.
Всего в школе 63 сотрудника. Из них 34 — педагоги. Причем 28 имеет высшую квалификационную категорию, 6 — первую. Есть социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, медсестра. Абсолютно все педагоги прошли переподготовку по профилю работы.
Оказывается, дети, которые занимаются в этой школе, все имеют дом, то есть сирот нет. Вот только дети из отдаленных мест живут в общежитии. И они на полном государственном обеспечении. Их 28 человек. Помимо предоставления общежития, их обеспечивают одеждой, 6-разовым питанием. Дети, которые приходят в школу, обеспечены 2-разовым питанием. И оно также бесплатное.
Наталья Анатольевна рассказала и о постоянной спонсорской помощи корпорации «Технониколь». Она оказывает помощь их учреждению уже порядка восьми лет. Это и закупка мебели в обновленную столовую, и спортивные принадлежности, и ноутбук с проектором, и финансовые средства на благоустройство. Да и многое-многое другое… Как, например, спонсирование поездки на конкурс девочки, занимающейся в швейном кружке.
Как проходит обучение?
— Обучение проводится по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О чем говорит такая формулировка? А она говорит о том, что детей принимают с первого класса и обучают до девятого включительно, — говорит Н.А. Маликова.
Хочется подчеркнуть, что 9 воспитателей школы сами проводят во второй половине дня досуговые занятия. Занимаются с детьми и педагоги из учреждений дополнительного образования нашего района. Ребята все время нахождения их в школе не предоставлены сами себе. С ними постоянно занимаются.
И вот мы подошли к очень важному моменту. В этом учреждении огромное внимание уделяется профориентационной работе. Выпускники школы имеют возможность поступить в средние профессиональные учреждения в Шахтах и Новошахтинске по рабочим специальностям. Таким, как каменщик, штукатур, швея, садовник. И у ребят начнется другая, взрослая жизнь. Поэтому главная цель коллектива школы-интерната – научить их социализации в обществе.
По сути, находясь в школе-интернате (а не дома в изоляции), они уже находятся в социуме. Но во взрослой жизни им придется многое уметь делать самим. И почту посетить, еду приготовить, в квартире убрать, квитанции на ЖКУ оплатить, устраиваться на работу. Всему этому учит школа-интернат. Здесь даже предмет такой есть — «Социально-бытовая ориентировка». Именно здесь ребят обучают, как им жить в этой самой взрослой жизни.
Существует неразрывная связь в действиях сотрудников школы и Центра занятости населения Красного Сулина. Это тесное многолетнее сотрудничество. Центр ежегодно проводит в школе-интернате профориентированное тестирование выпускников для их дальнейшего трудоустройства.
Все для социализации детей
Наталья Анатольевна провела меня по кабинетам, в которых занимаются ребята. Сейчас они были пусты: каникулярное время. А вот увиденное оборудование просто поразило. Директор школы-интерната рассказала, что в 2023 году в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» были выделены денежные средства из областного бюджета на приобретение оборудования, мебели и ремонт школы-интерната.
Невозможно на страницах газеты перечислить все, что получила школа при обновлении. Вот, например, чем пополнилась швейная мастерская: автоматическая прямо-строчная машина, швейно-вышивальная машина, паровая гладильная система, принтер текстильный.
В кабинете логопеда появились программно-дидактический комплекс «Логовест», интерактивный стол, «умное» зеркало для тренировки речи.
Кабинет психолога теперь радует столом для рисования песком, арт-терапевтическим комплексом с прозрачным мольбертом. Интересен такой момент: для психолога одним из наблюдений (определений) является не только факт выбора ребенком определенной игрушки для игры, но и то, какие действия он будет с ней производить.
Оснащен современным оборудованием и кабинет, где обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра.
А в кабинете, где ребята занимаются декоративно-прикладным творчеством, появились станки для вышивания и бисероплетения. Здесь можно увидеть и ту самую конкурсную работу одной из учениц.
Также обновлены и рекреационные зоны (зоны отдыха), что позволяет создавать непрерывное образовательное пространство.
И это только некоторые моменты обновления. А главное – создание всех условий для подготовки детей к самостоятельной жизни.
И еще такой нюанс: для школ, где обучаются дети-инвалиды, этот проект носит очень теплое название — «Доброшкола». И исходит оно из того, что все дети должны получать одинаково качественное образование.
Когда закончилась наша беседа с директором, я вышла из школы-интерната с четким ощущением крепкого и надежного плеча в лице этого учреждения для родителей особенных детей, которые здесь обучаются. А для тех, кто хотел бы обучать своего ребенка в этой школе-интернате, необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию Красносулинского района (ПМПК), расположенную в здании школы №5.
P.S.: Спасибо заместителю директора по учебной работе Ирине Викторовне Ветохиной за участие в нашем разговоре.
Лидия Егорова. Фото автора.