Святая гора Афон: записки первохода

Недавно в Греции на святой горе Афон побывали 17 паломников из России. Из них трое – жители Донского региона, брат Владимир из Ростова, брат Олег из Таганрога и наш внештатный корреспондент Сергей Беликов. Остальные – это москвичи, питерцы, представитель ХМАО и монах из Оптиной пустыни (Калужская область).

Красносулинец Греция святая гора Афон путешествиеОбщество

Сергей Беликов поделился с читателями «Красносулинского вестника» впечатлениями о паломнической поездке. 

Расширить рамки православной веры

На Афоне 20 больших монастырей и множество скитов. За почти 10 дней мы побывали в Русском монастыре Святого Пантелеимона, Ксенофонте, Дохиаре, Костамоните, Зографе, Хиландаре, Эсфигмене, Ватопеде, Ивероне и Лавре. Возможно, я какую-то обитель упустил, вести записи не было возможности. Также мы посетили два больших скита.

Народ в нашей группе (три священника, один монах, остальные — светские) подобрался необычный. Гинеколог, который в крупной столичной клинике занимается ЭКО, генетик, недавно выигравший грант в 15 миллионов рублей на исследования, нутрициолог и диетолог с солидной клиентурой, пожилой финн с российскими корнями, имеющий недвижимость в Финляндии и Болгарии, даже мэр небольшого городка в Ханты-Мансийском автономном округе. Было несколько предпринимателей, о масштабах бизнеса которых я могу только гадать. Случайно выяснилось, что один из них имеет предприятие с месячным оборотом 27 миллионов рублей, где трудятся 500 человек. Из, так называемых, простых был только я.

Эти люди достигли в жизни и карьере всего, чего хотели, и даже больше. Но вот в вере им еще есть, куда расти, так они ощущали. И они… отправились на Афон. Вот и ответ на вопрос, зачем вообще люди туда стремятся. Расширить рамки православной веры, обеспечить ее рост. Формулировка, может быть, казенная, но точная. Легче всего это сделать на Афоне.

Правила для новичков

— Есть несколько правил для того, кто попал на Афон впервые, — говорит отец Александр. – Мы еще их называем первоходами. Всё, что дают, ешь. Всё, что предлагают, пей. Всего, чего хочешь, касайся. Ничего не чурайся, тут всё – священно…

Отец Александр родом из Донецка, который в ЛНР, но уже много лет живет на Афоне, в Русском монастыре. Очень любит общаться с русскими группами. Обычно это происходит в плотницкой мастерской, где отец Александр трудится.

Говорят, что каждого, попавшего на Афон, приглашает лично Божья Матерь. И в это легко верится, если посмотреть, какие препятствия преодолевает паломник, собравшийся на святую гору. Сначала получение визы в Грецию и диамонитирион (специальное приглашение). Потом, поскольку поездка планируется обычно за несколько месяцев, не должны помешать жизненные обстоятельства, стремительно меняющаяся обстановка в мире, болезни, наконец… И денег должно хватить. Это достаточно дорогостоящее мероприятие. Поэтому, если звезды сошлись, и ты сел в Уранополисе на паром и вышел на Афоне, то, значит, Богородица решила, что ты достоин побывать у нее в гостях.

Афон – это параллельная реальность. Каждый, кто ступает на его землю, должен это понять. Иначе его ждет не благодать, а разочарование. Здесь все не так, как в других местах планеты. Здесь не действуют никакие законы, духовные — совсем, физические – по большей части. Ну, закон земного притяжения-то остается, за остальные – ручаться нельзя. Афон не поддается логическому осмыслению. Логика здесь не работает от слова «вообще». Желательно ее полностью отключать. У кого не выходит, того тут просто… жаль. 

Женщин нет, их не пускают на гору. За нелегальное посещение дамы могут сесть в тюрьму. Зато на Афоне живут сотни, если не тысячи мужчин, из которых бо́льшая половина — молодые и среднего возраста – отказавшихся от семьи, от развлечений, от хорошей пищи, от возможности путешествовать, от благ цивилизации, от достижений прогресса (есть монастыри без электричества и, следовательно, без Интернета). Люди живут в сотне метров от моря и не имеют права в нём купаться (запрещено строжайше!). Они целиком и полностью посвятили себя служению Господу. Как? Почему? Умом это понять невозможно.Разве что увидеть… Вот и стремятся паломники со всего мира поглядеть на это.

Уроки святой Горы

Чтобы получить на святой горе благодать, надо понять, чего человеку здесь делать нельзя, что надо обуздать в себе. Афон — не священник на исповеди, он грехов не отпускает. Главное – вовремя осознать, какие изъяны характера и дурные качества личности Афон не принимает. Иначе вся поездка – коту под хвост.

Ну, у каждого своё. Меня в жизни преследует суетность. Она помогает мне никуда не опаздывать, быть всегда в нужное время в нужном месте, оказываться в курсе свежих новостей и событий. Но взамен исчезает некоторая… сладость бытия. Дни пролетают быстро, как пули из автомата. Не получается наслаждаться моментом, бережно дарованным Господом. А ведь потом ничто не возвращается.

Для меня было важно успевать во всех монастырях подавать записки «О здравии» и «Об упокоении». Это являлось одной из целей моего присутствия на святой горе. Поэтому в Русском монастыре после трапезы я побежал в церковную лавку. Да еще сбил спанталыку брата Алексея, он тоже отправился со мной. В результате записки мы написали, но не смогли прикоснуться к главной святыне обители – главе великомученика Пантелеимона. Этих мощей нет в открытом доступе, их выносит из сокровищницы специальный монах, а после того, как все к ним приложились, прячет святыню. И мы с Алексеем оказались на бобах из-за суетности.

После этого урока я прекратил суетиться и всегда и везде успевал вовремя.

Вторая черта, отравлявшая мне сначала моё паломничество – это тревожность. Все время в душе жила боязнь что-то потерять. Загранпаспорт, деньги, фотоаппарат, мобильник… Наконец, я нашел выход, разложил все в такие места, откуда вещи не могли пропасть. Например, из внутреннего кармана куртки, застегнутого на молнию, паспорт куда денется? И сразу же смог расслабиться и получить от поездки удовольствие и радость. Также Афон дал мне понять, что хорошая физическая форма не даёт никаких преимуществ. Я относительно легко добрался до храма Панагии, забрался на вершину горы и даже спустился вниз. Ну, а дальше силы оставили меня, и я дорогу обратно тащился в хвосте. Еле успел на паром. И, мучаясь от боли в ногах, об одном лишь благодарил Господа, когда в одиночестве отдыхал на тропе, что он преподал мне урок в конце поездки, а не в начале её. Вот чего бы мне хотелось меньше всего, так это быть обузой для группы.

Завтрак от Божьей Матери

Об истории монастырей и о том, какие мощи, иконы и другие артефакты там хранятся, рассказывать не буду. Об этом можно почитать в Интернете. Но все знают, что на Афоне случаются чудеса. Вот о них хочется поведать.    

В сербском монастыре Хилендаре мы честно отстояли службу и отправились с толпой паломников в трапезную. И вдруг нам дорогу преградил монах-распорядитель и объяснил, что для нашей группы еды не осталось. «Могу предложить лишь хлеб и воду!» — сообщил он. Причина в том, что мы не ночевали в монастыре, и на нашу группу не было заявки для трапезной. Дверь перед нами  захлопнулась.

Известно, что святая гора является земным уделом Божьей Матери. И тогда…

— А никуда мы не уйдем, — сказал брат Алексей, москвич. – Будем молиться Богородице, чтобы она нас покормила. Она здесь хозяйка, а не эти…

Мы уселись на лавки и приступили к молитве. Прошло 5 минут, 10, 15… Неожиданно к нам подошел тот же распорядитель.

— Я могу дать вам хлеба и воды! – повторил он.

— Не возьмем мы хлеба! – ответил Алексей. – Мы просим у Божьей Матери полноценный завтрак. Неужели это так много?

— Ну-ну, — усмехнулся монах. – Просите! Еды все равно нет! И взяться ей неоткуда…

И снова исчез на некоторое время. Однако не исчезла наша общая молитва. Она уплывала куда-то в заоблачные выси…

И вдруг что-то сдвинулось. Нас позвали в отдельную комнату за стол. Там стояли рыба, суп, вино, фрукты и даже яйца, хотя дают их в монастырях очень редко и не более одного яичка на человека. А здесь огромная железная миска, даже с верхом. Правда, спустя 10 минут появился монах-распорядитель и забрал часть яиц. Видимо, решил, что и так этим русским слишком много перепало.  

Мы наелись до отвала и, выйдя, прочитали Богородице благодарственную молитву. Спасибо за помощь! Ведь до вечера были бы голодные. Магазинов, где можно приобрести провиант, около монастырей нет, в монастырской лавке только иконы, книги, крестики, четки, свечи, баночки с маслицем. А запас пищи мы не делали.

Ну, а еда-то для нас откуда взялась? Ведь не было ее! Но для Божьей Матери все возможно…

Мои личные чудеса

Я фотографировал окрестности, и у меня из рук выскочил фотоаппарат. Ударился о дорогу – а здесь они вымощены камнем – с характерным трагическим звуком. Какая-то запчасть из него вылетела. Я понял, кончился мой «старичок». Ему уже лет 15 от роду, половина кнопок не работает, но щелкает он исправно. И вот отщелкался…

Грустно поднял его с земли, вытер пыль и обнаружил, что явных повреждений на фотике нет. Взял запчасть, поставил на то место, откуда она вылетела, опробовал агрегат. Моя техника работала. И до сих пор делает снимки. Скрипит, трещит, жужжит, но действует…

Второе чудо. Я договорился с родней, что каждый вечер буду им звонить с Афона и сообщать, что у меня все в порядке. Для этого был выбран удобный тариф.

Но в одном из монастырей в горах, где мы заночевали в гостинице, связи не было никакой. Минут сорок я безуспешно пытался связаться с женой, сыном, дочкой, коллегой по работе, с которой тесно общался. Два номера – Теле-2 и Билайн. И оба бесполезны. Я оказался «вне зоны доступа».

Хотел было уже бросить это занятие, как вдруг в мобильнике что-то щелкнуло, и раздался голос сына.

— Слушаю!

— Привет! – крикнул я.

— Привет! – ответил Дима. – А это кто?

Тут я на секунду впал в ступор. Дело в том, что оба мои телефона у сына записаны. У него на экране должен был высветиться контакт «отец». Ну, или как он там меня называет и подписывает…

— Дима, это папа! – ответил я.

— То-то я слышу, голос знакомый, — ответила трубка. – А ты у кого-то телефон взял, что ли?

— Да нет, — растерялся я. – Это один из моих номеров.

— Это вообще левый номер какой-то, непонятный. Уж, во всяком случае, точно не твой…

— Да я почти час не мог никому дозвониться. Спасибо хоть так получилось! Свяжись с мамой и Настей и сообщи, что у меня все хорошо. Боюсь, к ним мне не достучаться!

Дима отключился, а я еще некоторое время переваривал информацию. Откуда появился «левый» номер, через который к родне дошел мой голос? Как он «пробился» через горы? Кто пришел мне на помощь, протянул руку из виртуального пространства? До сих пор тайна за семью печатями… 

«Да разве это чудеса? – воскликнут скептики. – Просто удачное стечение обстоятельств». Ладно, не для скептиков пишу. Уверен, такие, увидев, как святой открывает глаза незрячему, непременно скажут: «Да это мошенничество! Он не был слепым! Они сговорились!».

Казусы языкового барьера

В нашей группе было несколько человек, сносно владеющих иностранными языками. Благодаря им мы узнали, что за 10 дней повстречали паломников из США, Австралии, Германии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Бельгии, Болгарии, Румынии, Молдавии и так далее, в общем, почти из 20 стран. Россиян оказалось совсем немного. Но, может быть, мы с другими группами просто не пересеклись.

Было несколько любопытных историй, связанных с языковым барьером. О них хочу рассказать.

У подножия горы после ее восхождения мы пили чай в храме Панагии. Очень хотелось кофе, но он закончился. Вдруг в дверь вошел серб с дымящейся кружкой кофе в руках. Один из братьев-«полиглотов» о чем-то спросил у него по-английски. Мужик изменился в лице, ответил «ноу» и исчез. Другой брат-«полиглот» захохотал и спросил:

— Что ты ему сказал?

— Я говорил, мол, нет у вас лишнего кофе?

— Да нет! Ты ему сказал: «Отдайте мне ваш кофе!».

Но иногда наших «полиглотов» рядом не было. Я чистил зубы в узкой туалетной комнате, а у меня за спиной была кабинка. Вошел мужчина с сонными глазами и что-то спросил, указывая на кабинку, кажется, по-немецки. Ну, понятно, что: «Занято или свободно?».

— Заходи! – сказал я, не вынимая зубной щетки изо рта. – Свободно!

Однако паломник отошел в сторону. Он почему-то решил, что я сказал «занято».

Языками не владею. Поэтому я просто распахнул кабинку и сделал широкий жест рукой: «Плиз!».

И вдруг у мужчины исчезло сонное выражение. Что-то в глазах сдвинулось. Обозначился мыслительный процесс. И он спросил голосом Архимеда, кричавшего «Эврика!».

— Раша?

Наверное, только русский может так весело и непринужденно, без всякого стеснения, пригласить незнакомого человека в туалет. Тут не ошибешься!

На Афоне есть что посмотреть

Красносулинец Греция святая гора Афон путешествие

В первую очередь это пояс Пресвятой Богородицы. Единственная святыня в мире, сохранившая со времен земной жизни Божьей Матери. Находится в монастыре Ватопед, где у нас была возможность к поясу приложиться. Говорят, он совершал и продолжает совершать чудеса.

На Афоне много мощей святых. Мощи святого Пантелеимона – главный артефакт Русского монастыря. Но их я не увидел по собственной глупости, о чем рассказывал уже в своих записках. А вот к голове Андрея Первозванного смог приложиться. Это произошло в Андреевском скиту.

Красносулинец Греция святая гора Афон путешествие

В монастырях есть частицы мощей Иоанна Предтечи, Марии Магдалены, Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостолов Фомы, Петра, Луки и так далее, список большой.

А уж количество чудотворных икон просто зашкаливает. В Русском монастыре мы приложились к иконе Божьей Матери, которая еще именуется «Иерусалимской», а в монастыре Великая Лавра помолились двум чудотворным иконам «Экономисса» и «Кукузелисса». В монастыре Хилендар находится икона «Троеручница», которая с VIIIпо XIII век хранилась в Палестинской Лавре Святого Саввы Освященного и была дарована Святому Савве Сербскому, который передал ее на Афон.

Мы побывали в Иверском монастыре (Иверон), где хранится икона Иверской Божьей Матери, одна из самых древних, еще IX века. Известно, что в древние времена, когда в Иверон ворвались враги, одна вдова, спасая икону от поругания, опустила ее в воду. Спустя несколько лет монахи Афона увидели огненный столб, выходящий прямо из моря и достигающий небес. Этот столп опирался на Иверскую икону.  Ее тут же достали из воды и поместили в монастырь. Я купил маленькую копию иконы, «зарядил» ее у подлинника и привез домой. Однако приехала дочь и забрала. Ну, наверное, ей нужней.

Красносулинец Греция святая гора Афон путешествие

Зато у меня осталась икона Святого Стефана, которую я «зарядил» от гробницы мученика. Это тот самый святой, которого побили камнями язычники за христианскую проповедь в Иерусалиме. Мощи его находятся в Константинополе, а вот гроб —  в монастыре на Афоне. Но ведь он все равно обладает колоссальной христианской силой, поскольку тело убитого находились в нем какое-то время. И кроху этой силы я привез домой.

Красносулинец Греция святая гора Афон путешествие

Весьма почитаемые святыни Афона – орудия Страстей Христовых (хламиды, губы и трости), часть животворящего Креста, часть смирны из Даров Волхвов, крест и жезл Святого Афанасия и многое другое.

Все святыни заряжены благодатью, которую паломник, отправившийся на Святую гору, привезет с собой. Вы можете почувствовать, как это происходит. Езжайте на Афон за благодатью! Трудно и дорого, но оно того стоит!

Как попасть на Афон? Все шаги поэтапно, которые я прошел  

Учитывая, сколько препон предстоит преодолеть паломнику, который захочет попасть на Афон, приезд на гору – это Божий промысел. Но обо всем по порядку.

У человека должен быть загранпаспорт. Это понятно. Непросто получить и визу для поездки в Грецию. Необходимо, чтобы был билет на самолет туда и обратно. Бронь на гостиницу.

Виза стоит примерно 12 тысяч рублей. Если вам откажут в ее получении, то деньги эти не возвращаются. Каждый ли готов выбросить 12 «штук» на ветер? То-то и оно…   

Но вот виза получена. Однако для посещения горы Афон требуется специальное разрешение – диамонитирион. Надо зайти на сайт паломнического бюро Священной Эпистосии в г. Салоники. Только сделать это лучше заранее. Обратиться с просьбой, заполнить анкету. Довольно скоро вам сообщат, достойны ли вы диамонитириона или нет. А получите вы его на руки уже непосредственно перед отплытием на Афон. Но об этом дальше.

Напрямую самолет в Грецию не летает. Придется делать пересадку в Стамбульском аэропорту (Турция). Надо постараться, чтобы между рейсами было минимум часа три. Это время необходимо для прохождения паспортного контроля, получения багажа.

Кстати, на таможне у вас из ручной клади выгребут все жидкости, всякого рода «пшикалки», ножницы, разные колюще-режущие предметы, даже если они размером с мизинец. Поэтому все это надо сложить в багаж. А если его нет – ну, у меня не было лично —  то не берите с собой воду, перочинные ножи и дезодоранты, если, конечно, они не шариковые. Всё это станет законной добычей таможенников.  

Лететь лучше до Салоников. Самый дешевый вариант. Оттуда ходит общественный транспорт до поселка Уранополис. Из него отправляется паром до святой горы.

Но перед морским путешествием, не забудьте получить диамонитирион. Для этого надо зайти в специальный офис паломнической службыУранополиса, предъявить паспорт, заплатить 25 евро и взять документ. Вот теперь можно и на паром. Ходит он достаточно часто, стоимость проезда 5-10 евро. В зависимости от места, куда вы направляетесь.

Помните о том, что на Афоне купаться запрещено не только монахам, но и паломникам. Можно, конечно, нарушить плавило, за это вам ничего не будет, если не считать того, что вы лишитесь благодати. То есть того, за чем собственно и ехали.

На горе рассказывают, что нарушители правила о купании, получают травмы в воде, теряют документы и деньги. Так что если у вас есть такой пунктик, как «обязательно искупаться в Эгейском море», то остановитесь на пару-тройку дней в местном отеле и насладитесь ласковой водичкой. Уже в мае ее температура вполне комфортная. Ну, а потом, благословясь, отправляйтесь прямиком в монашескую республику.

И еще одно. Любители Черного моря будут сильно разочарованы. В Эгейском море повышенная концентрация соли. К этому надо привыкнуть. Но лично я так и не смог. После часового пребывания в море, возникает ощущение, что ты съел пачку соли. Чтобы избавиться от противного привкуса, надо примерно полчаса полоскать рот пресной водой. Но спустя час-два всё возвращается на круги своя. И опять поможет только вода из бутылки. Стоит полторашка один евро.

Сергей Беликов. Фото автора.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий