Здорово дневали!

Ими гордились. Листопадов Александр Михайлович

Донская земля взрастила немало выдающихся казаков, замечательных деятелей науки, искусства, культуры, которыми по праву гордятся казаки. Один из них — Александр Михайлович Листопадов, донской фольклорист.

здорово дневали красносулинский район казакиПодпись к фотоКазачество

Родился донской казак в 1875 году в станице Екатерининской. Работая всю свою жизнь над поиском старинных казачьих песен, Листопадов с большой радостью собрал, систематизировал и комментировал слова и мелодии донских казачьих песен, издав в 1949-1955 гг. пять томов под названием «Песни донских казаков», снабдив их и нотами.

1200 произведений народного творчества Дона были разделены автором на исторические песни — былины; бытовые — карагодные; старинные свадебные; военные; советские.

Исторические он встречал на Дону повсюду, бытовые — преимущественно по р. Донцу и вокруг его устья, организовав несколько раз экспедиции по сбору произведений казачьего фольклора.

 В одной из своих книг Листопадов писал: «Большинство протяжных, военно-бытовых, свадебных и исторических песен, записанных нашей экспедицией, слагались самими казаками по одному типу, наверное, выработанному глубокой стариной и передаваемому из поколения в поколение».

Народные казачьи хоры Дона, пытаясь донести до слушателя этот кладезь народного творчества — собранные нашим донским фольклористом  А.М. Листопадовым казачьи песни, сегодня с радостью берут в свой репертуар многие из них, приумножая культурное богатство донской земли.

Казачье зарубежье

Донская казачка Юлия Львовна Пригодина проживала в Нью-Йорке. Периодически публиковалась в ряде изданий российского и казачьего зарубежья.

Собору новочеркасскому посвящается

Видно ясно для степного взора,

Как вдали, высоко над горой,

Поднялась громадина Собора

С золотой, блестящею главой.

Казаки прославленного Дона

Выстроили жертвою своей

В честь низвергших Бонапарта с трона,

Напоивших в Сене лошадей.

И теперь на берегах Гудзона,

В даль донскую устремляя взор,

Славлю я мою столицу Дона,

На горе поднявшийся собор!

Любовь Самсонова, донская казачка. В 1920-1930-е годы жила в эмиграции в Чехословакии. Биографические данные неизвестны.

Родимые края

Далёкие родимые края,

Полузабытые, но горячо любимые,

Стремимся к вам, почти не зная вас,

И молимся на вас, гонимые!

Прозрачна синяя донская глубина,

Простор и музыка степей,

Безмерность дальняя лугов

И ласка солнечных лучей!..

Теперь, сквозь дымку скорбных слёз,

Сквозь чад промчавшихся годов

Я вижу гладкие пески

Донских далеких берегов!

И мысли всё летят домой,

Рисуя ряд любимых лиц,

И горько никнет голова

На рой исписанных страниц…

Погутарим?

Продолжаем сохранять наш  самобытный казачий язык, на котором гутарили наши далёкие предки. Передай его своим потомкам!

Прибасывать — подпевать, приговаривать. Песню не играл, а чуть прибасывал.

Прибечь -прибежать; прискакать на коне. К вечеру на гнедом прибег хорунжий.

Приблудиться — прийти со стороны и прижиться, пристать к чужому табуну. Приблудилась к нам чужая хроменькая кобылка.

Прибрать — положить в надежное место. Бог прибрал — человек умер.

Привечать — принимать, относиться радушно. Дальняя родня в Вешках нас всегда привечала.

Приглянуться — глянуться, понравиться, запасть в душу. Вроде бы девка от горшка три вершка, а приглянулась Гришке.

Пригорок — небольшая горка, пологий подъем. На пригорке стоял курень с высокой трубой.

Прижаливать — жалеть, заботиться, быть участливым. Нас, послевоенных детей, жизнь все-таки, кажется, прижаливала.

Признать — угадать, узнать. Признать ребенка своим.

Примелькаться — часто мелькая перед глазами, со временем стать узнаваемым, приметным. Примелькался и вроде уже своим стал.

Культура. «Гулюшка моя! Касатушка!»

Казаки, далекие потомки первого человека, тоже знали, что «нехорошо быть человеку одному», поэтому умели ценить своих жен-казачек, друзей и помощниц в трудах и во всех делах праведных. Они никогда не сомневались, что их жены — «кость от костей и плоть от плоти» их казачьего рода.

Из истории донского казачества всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как умела она посвятить себя семейной жизни и воспитать в своих детях горячую любовь к родной земле, зародить в них чувство гордости, уважения и кровной близости к старшим, достоинство.

…Свободная, никогда не знавшая рабства, крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, казачка сознательно, как полноправный член семьи, отдавала все свои силы, а порой и жизнь для ее благосостояния и благополучия.

Девушка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не отдавали замуж помимо ее согласия. Оберегая вдов и сирот от нищеты, казачье общество во главе со своим атаманом заботилось о них, установив специальный земельный надел, «вдовий» и «сиротский» пай.

Обычай не разрешал идти казачке в услужение к богачу. Пока хозяин-казак был на долгой военной службе, жена исправно вела свое хозяйство в одиночестве. Она привыкла в своем свободном труде к аккуратной и добросовестной работе. И если муж всегда содержал своего коня в холе, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень, украшала его донскими травами.

Века постоянных боевых тревог выработали в донской казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.

На реке она прекрасно управлялась с каюком, смело скакала на коне, ловко владела арканом, луком, самопалом. Если надо, умела бесстрашно с оружием в руках встать на защиту своих детей, куреня, станицы.

И, несмотря на это, казачка не теряла своих основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

А такие матери-казачки, которые снаряжали на военную службу не менее трех сыновей, пользовались почетом и уважением не только казачьего общества, но и самого атамана, который склонял перед ними голову и награждал их за «домовитость и благопристойное поведение» медалью «За усердие».

За что же, по казачьим законам и обычаям, казак должен был разговаривать с женщиной преклонных лет, снявши шапку, оберегать и защищать казачек всеми силами и средствами, отстаивать ее честь и достоинство, почитать каждую молодую казачку своей сестрой, а пожилую — как мать свою, чьи честь и достоинство следует нести ему выше собственной головы? Да потому, что воспитывались женщины-казачки с малых лет в исполнении строжайших обычаев и традиций казачьего народа!

Во-первых, строго придерживаться казачьей нравственности и христианского православия, быть верной своему народу, мужу, семье, обществу, обычаям.

Во-вторых, всегда строго соблюдать казачьи обычаи и традиции в личной, семейной, общественной жизни, считая их основой казачьего существования. А также вести домашнее хозяйство в полном объеме; воспитывать и оберегать сыновей до 7-летнего возраста, пока их не возьмут на воспитание мужчины-казаки; не вмешиваться в дела мужа, если они касались казачьей службы или связаны с ней; почитать и считать каждого старика своего общества своим отцом, престарелую казачку — матерью; будучи в пожилом возрасте, относиться к молодым казакам и казачкам как к своим детям; каждого казачонка любить и оберегать как своего собственного сына.

В-третьих, приходить на помощь казакам в случае обиды или нужды всеми силами и средствами без просьбы с их стороны.

А главное — постоянно высоко нести честь казачки, беречь свое достоинство, быть верной, трудолюбивой и миролюбивой.

И все это с честью выполняли казачки, искренне любя свою семью и свой народ. И не зря мужчины-казаки так часто называли своих матерей, сестер, жен, дочерей такими ласковыми и красивыми словами, как «гулюшка (голубка) моя! Касатушка! (ласточка)», вкладывая в них свои самые глубокие и нежные чувства любви и сердечной признательности. Знать, было за что!

Красносулинский вестник
Добавить комментарий