Ими гордились. Листопадов Александр Михайлович
Донская земля взрастила немало выдающихся казаков, замечательных деятелей науки, искусства, культуры, которыми по праву гордятся казаки. Один из них — Александр Михайлович Листопадов, донской фольклорист.
Родился донской казак в 1875 году в станице Екатерининской. Работая всю свою жизнь над поиском старинных казачьих песен, Листопадов с большой радостью собрал, систематизировал и комментировал слова и мелодии донских казачьих песен, издав в 1949-1955 гг. пять томов под названием «Песни донских казаков», снабдив их и нотами.
1200 произведений народного творчества Дона были разделены автором на исторические песни — былины; бытовые — карагодные; старинные свадебные; военные; советские.
Исторические он встречал на Дону повсюду, бытовые — преимущественно по р. Донцу и вокруг его устья, организовав несколько раз экспедиции по сбору произведений казачьего фольклора.
В одной из своих книг Листопадов писал: «Большинство протяжных, военно-бытовых, свадебных и исторических песен, записанных нашей экспедицией, слагались самими казаками по одному типу, наверное, выработанному глубокой стариной и передаваемому из поколения в поколение».
Народные казачьи хоры Дона, пытаясь донести до слушателя этот кладезь народного творчества — собранные нашим донским фольклористом А.М. Листопадовым казачьи песни, сегодня с радостью берут в свой репертуар многие из них, приумножая культурное богатство донской земли.
Казачье зарубежье
Донская казачка Юлия Львовна Пригодина проживала в Нью-Йорке. Периодически публиковалась в ряде изданий российского и казачьего зарубежья.
Собору новочеркасскому посвящается
Видно ясно для степного взора,
Как вдали, высоко над горой,
Поднялась громадина Собора
С золотой, блестящею главой.
Казаки прославленного Дона
Выстроили жертвою своей
В честь низвергших Бонапарта с трона,
Напоивших в Сене лошадей.
И теперь на берегах Гудзона,
В даль донскую устремляя взор,
Славлю я мою столицу Дона,
На горе поднявшийся собор!
Любовь Самсонова, донская казачка. В 1920-1930-е годы жила в эмиграции в Чехословакии. Биографические данные неизвестны.
Родимые края
Далёкие родимые края,
Полузабытые, но горячо любимые,
Стремимся к вам, почти не зная вас,
И молимся на вас, гонимые!
Прозрачна синяя донская глубина,
Простор и музыка степей,
Безмерность дальняя лугов
И ласка солнечных лучей!..
Теперь, сквозь дымку скорбных слёз,
Сквозь чад промчавшихся годов
Я вижу гладкие пески
Донских далеких берегов!
И мысли всё летят домой,
Рисуя ряд любимых лиц,
И горько никнет голова
На рой исписанных страниц…
Погутарим?
Продолжаем сохранять наш самобытный казачий язык, на котором гутарили наши далёкие предки. Передай его своим потомкам!
Прибасывать — подпевать, приговаривать. Песню не играл, а чуть прибасывал.
Прибечь -прибежать; прискакать на коне. К вечеру на гнедом прибег хорунжий.
Приблудиться — прийти со стороны и прижиться, пристать к чужому табуну. Приблудилась к нам чужая хроменькая кобылка.
Прибрать — положить в надежное место. Бог прибрал — человек умер.
Привечать — принимать, относиться радушно. Дальняя родня в Вешках нас всегда привечала.
Приглянуться — глянуться, понравиться, запасть в душу. Вроде бы девка от горшка три вершка, а приглянулась Гришке.
Пригорок — небольшая горка, пологий подъем. На пригорке стоял курень с высокой трубой.
Прижаливать — жалеть, заботиться, быть участливым. Нас, послевоенных детей, жизнь все-таки, кажется, прижаливала.
Признать — угадать, узнать. Признать ребенка своим.
Примелькаться — часто мелькая перед глазами, со временем стать узнаваемым, приметным. Примелькался и вроде уже своим стал.
Культура. «Гулюшка моя! Касатушка!»
Казаки, далекие потомки первого человека, тоже знали, что «нехорошо быть человеку одному», поэтому умели ценить своих жен-казачек, друзей и помощниц в трудах и во всех делах праведных. Они никогда не сомневались, что их жены — «кость от костей и плоть от плоти» их казачьего рода.
Из истории донского казачества всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как умела она посвятить себя семейной жизни и воспитать в своих детях горячую любовь к родной земле, зародить в них чувство гордости, уважения и кровной близости к старшим, достоинство.
…Свободная, никогда не знавшая рабства, крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, казачка сознательно, как полноправный член семьи, отдавала все свои силы, а порой и жизнь для ее благосостояния и благополучия.
Девушка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не отдавали замуж помимо ее согласия. Оберегая вдов и сирот от нищеты, казачье общество во главе со своим атаманом заботилось о них, установив специальный земельный надел, «вдовий» и «сиротский» пай.
Обычай не разрешал идти казачке в услужение к богачу. Пока хозяин-казак был на долгой военной службе, жена исправно вела свое хозяйство в одиночестве. Она привыкла в своем свободном труде к аккуратной и добросовестной работе. И если муж всегда содержал своего коня в холе, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень, украшала его донскими травами.
Века постоянных боевых тревог выработали в донской казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.
На реке она прекрасно управлялась с каюком, смело скакала на коне, ловко владела арканом, луком, самопалом. Если надо, умела бесстрашно с оружием в руках встать на защиту своих детей, куреня, станицы.
И, несмотря на это, казачка не теряла своих основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
А такие матери-казачки, которые снаряжали на военную службу не менее трех сыновей, пользовались почетом и уважением не только казачьего общества, но и самого атамана, который склонял перед ними голову и награждал их за «домовитость и благопристойное поведение» медалью «За усердие».
За что же, по казачьим законам и обычаям, казак должен был разговаривать с женщиной преклонных лет, снявши шапку, оберегать и защищать казачек всеми силами и средствами, отстаивать ее честь и достоинство, почитать каждую молодую казачку своей сестрой, а пожилую — как мать свою, чьи честь и достоинство следует нести ему выше собственной головы? Да потому, что воспитывались женщины-казачки с малых лет в исполнении строжайших обычаев и традиций казачьего народа!
Во-первых, строго придерживаться казачьей нравственности и христианского православия, быть верной своему народу, мужу, семье, обществу, обычаям.
Во-вторых, всегда строго соблюдать казачьи обычаи и традиции в личной, семейной, общественной жизни, считая их основой казачьего существования. А также вести домашнее хозяйство в полном объеме; воспитывать и оберегать сыновей до 7-летнего возраста, пока их не возьмут на воспитание мужчины-казаки; не вмешиваться в дела мужа, если они касались казачьей службы или связаны с ней; почитать и считать каждого старика своего общества своим отцом, престарелую казачку — матерью; будучи в пожилом возрасте, относиться к молодым казакам и казачкам как к своим детям; каждого казачонка любить и оберегать как своего собственного сына.
В-третьих, приходить на помощь казакам в случае обиды или нужды всеми силами и средствами без просьбы с их стороны.
А главное — постоянно высоко нести честь казачки, беречь свое достоинство, быть верной, трудолюбивой и миролюбивой.
И все это с честью выполняли казачки, искренне любя свою семью и свой народ. И не зря мужчины-казаки так часто называли своих матерей, сестер, жен, дочерей такими ласковыми и красивыми словами, как «гулюшка (голубка) моя! Касатушка! (ласточка)», вкладывая в них свои самые глубокие и нежные чувства любви и сердечной признательности. Знать, было за что!