В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Как воспитывать и чему учить? Как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, традиции своего народа, своей семьи? Эти вопросы задавал себе каждый, и наверняка не раз.
Хочу поделиться своим опытом работы, работы педагога дополнительного образования в Центре военно-патриотического воспитания «Рубеж». Как я проводила свою работу по формированию духовно-нравственных чувств (отзывчивость, сочувствие, забота об окружающих) через различные виды деятельности в 2024-2025 годах.

Художественно-творческая деятельность. И, в частности, рисование — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка. Приобщение дошкольников к истокам русской культуры является эффективным средством формирования патриотических чувств, положительных личностных качеств, обогащения внутреннего мира, развития творческого мышления, воображения и способности к самовыражению и самореализации.
Использование нетрадиционной техники модельного конструирования из бумаги «Мой отчий дом» в процессе формирования духовно-нравственной личности ребёнка.
Письмо солдату: «Дорогой солдат, сейчас, когда ты находишься вдали от родного дома, на страже нашей Родины, важно, чтобы ты знал: о тебе помнят и тобой гордятся. Мы – учащиеся центра военно-патриотического воспитания «Рубеж».
Мы с вами должны понимать, что любовь к Отечеству в первую очередь проявляется в поступках. Даже самое маленькое доброе дело является вкладом в развитие и укрепление нашей страны. Окопная свеча — это свеча длительного горения, которая может служить источником тепла и света несколько часов.

Интересная встреча состоялась с волонтёром сестрой милосердия Натальей. Она вместе с медиками в Ростовском окружном военном госпитале после работы помогает раненым бойцам СВО. После рассказа Натальи ребята попросили передать бойцам коробочку с ангелами, которых они сделали своими руками.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности!».
Г.Н. Волков, академик РАО.
Посещение музея помогает раскрыть в доступной форме уникальную историю своей малой родины, воспитывает любовь и привязанность к семье, дому, бережное отношение к культурному наследию страны, развивает чувство гордости за свой народ
Посещение ветеранов Великой Отечественной войны играет важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ученики узнают историческую правду не из художественных книг, а из уст очевидцев событий.
Масленица — часть духовно-нравственного воспитания, так как помогает детям познакомиться с русскими обычаями и традициями.
И, конечно же, поход в конце учебного года. Во время похода дети участвовали в играх, где учились считаться друг с другом, подчиняться общему замыслу. Такое мероприятие способствует развитию дружеских отношений, сплочению детского коллектива в рамках духовно-нравственного воспитания.
И в заключение хотелось бы отметить, что результат духовно-нравственного воспитания детей зависит не от количества проведенных мероприятий, а от умения педагога достучаться до детских сердец.
Ведь порой одно простое слово, сказанное правильно и в нужную минуту, может повлиять на ребенка больше, чем десяток мероприятий.

К каждому ребёнку, к каждому занятию и мероприятию я отношусь с душой, и лучшая награда за мой труд и труд всех преподавателей Центра военно-патриотического воспитания — это дети, которые пришли к нам и в этом учебном году.
Елена Запорожцева, преподаватель духовно-нравственного воспитания курса «Надежда России».









