Здорово дневали!

Казачьи городки. Станица Верхне-Чирская

Продолжаем знакомить своих читателей с казачьими городками 16-17 веков на основе уникальной книги известного донского историка-краеведа В.Н. Королева. Сегодня я расскажу о городке Верхний Чир.

Казачество

В московской росписи городков 1593 г. упоминается городок Чир, а позже в источниках появляются Верхний Чир и Нижний Чир. Согласно сведениям историка П.П. Сахарова, Верхний Чир был старше Нижнего Чира. Другое предание относит Нижний Чир к самым древним городкам на Дону.

И.М. Сулин сообщал, что первоначально поселение Верхнего Чира находилось «на левом берегу Дона взаймище» и что это место позже называлось Старым городком. Недалеко от него располагалось устье правого донского притока Чира. «Ежегодные обвалы берега реки Дон от весеннего половодья», согласно Сулину, заставляли жителей городка «постоянно переселяться из одного в другое, более безопасное место….». И в походном журнале Петра Первого 1695 г. отмечено, что городок находился уже «на правой стороне, на берегу Дона, на ровном месте».

«Верхне-Чирская станица, — писал историк Сухоруков, — весьма много уступает Нижне-Чирской как строениями, так и местоположением. Часть сей станицы расположена при Доне, на правой стороне оного, другая — при Денисовском озере, на месте возвышенном и ровном».

Городок стоял ниже городка Пяти Изб и выше Нижнего Чира. В 1768 г. от Верхне-Чирской до Пятиизбянской станицы считалось 30 верст, до Нижне-Чирской — 9 верст.

В Верхне-Чирском юрте, в 2 верстах от хутора Алимова, имелся Маячный курган, на котором казаки выставляли посты наблюдения. Турецкий путешественник по Дону Эвлия Челеби в 1667 г. писал, что городок Верхний Чир представлял собой «неприступную деревянную крепость на берегу Дона. Каждое здание внутри этой крепости в хорошем состоянии и разукрашено».

В перечне городков, сообщенном донским атаманом Ф.М. Минаевым в 1672 г. в Москве, Чирские городки показаны как Чир Верхний и Чир Нижний. Оба поселения вместе именовались Чирскими станицами.

Название возникло, по разным мнениям историков, от названия рек, ледяной корки на снегу, твердой зимней дороги, окрепшего санного пути, осадка снега под нартами и лыжами.

«Чир» есть и в персидском языке — там это ловкий, проворный, победоносный.

Дон православный

…Донская земля исторически связана с рождением христианства. Первые христиане на побережье Азовского моря и среди народов, населявших Дикое поле — донскую степь, появились в первом веке от Рождества Христова.

Когда словенские учителя Кирилл и Мефодий пришли через Кавказ в эти края в 9 веке с евангельской миссией, они были немало удивлены тому, что здесь уже давно живут крепкие христианские общины, которым ничто не мешало утверждаться на этих вольных просторах…

Православие издревле бытует на донской земле, формирует мироощущение и духовный образ жизни людей, её населяющих. И когда здесь началось строительство больших поселений и городов, то первыми храмами в них были православные. Их казаки строили прочно и благолепно. Строили щедро и с размахом…

…В начале 20 века на территории Войска Донского было более 600 православных храмов и монастырей. В одном только Ростове-на-Дону насчитывалось до 40 православных храмов на 120 тысяч населения. К сожалению, большинство из них мы уже никогда не увидим… (таково было веяние времени — прим. авт.).

Сегодня в Ростовской епархии действуют около трехсот приходов.

И в каждом из них ростовские священники вместе с мирянами, жителями донского края, трудятся в городах и сельских районах, внося свой посильный вклад в духовное обновление жизни. Строят и восстанавливают храмы, открывают церковно-приходские школы и просветительские центры, организуют бесплатные столовые и медицинскую помощь, окормляют детские приюты и дома для инвалидов, проводят большую работу в воинских гарнизонах и тюрьмах…

Живя одной жизнью с народом, разделяя его беды и скорби, православные священники выполняют главную свою миссию пастырей — спасают и укрепляют души людей, потерявших (порой) опору в современном мятущемся мире…

Донская икона Божьей Матери

История и современность нашего донского края связана с православием неразрывно. Достаточно вспомнить Донскую икону Божьей Матери — защитницу земли русской.

Из летописных источников известно, что именно этот образ находился среди русского воинства на Куликовом поле. Его принесли с собой донские казаки, пришедшие на помощь московскому князю Дмитрию Ивановичу, бесстрашно выступившему навстречу татарскому хану Мамаю.

Православная вера много раз вдохновляла лучших сынов и дочерей Тихого Дона, которые в годы лихолетья проявляли мужество и героизм во имя родной земли, упорно трудились ради её процветания в мирное время, создавали шедевры культуры и искусства.

Память. День памяти русских воинов

1 августа 2024 года в России отмечался День памяти русских воинов, погибших в первой мировой войне 1914 г.

110 лет назад началась эта тяжелейшая в истории нашей страны война. Войско Донское выставило тогда на фронт 125 тысяч донских казаков, которые принимали самое активное участие во всех важнейших операциях. Что же послужило причиной её начала?

Первая мировая война началась с объявления Австро-Венгерской империей войны Сербии. Причиной стало убийство 28 июня 1914 г. в Сараево сербским националистом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги.

1 августа 1914 г. Германия объявила войну Российской империи и вторглась на её территорию. Одновременно германские войска вторглись и на территорию соседнего Люксембурга, а затем и Бельгии.

3 августа Германия объявила войну Франции, а 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. Так война приобрела европейский, а затем и мировой характер.

Это был первый столь масштабный вооружённый конфликт, участие в котором приняли 38 государств из 59 существовавших на тот период независимых стран мира.

Главной причиной первой мировой войны стали противоречия между двумя коалициями европейских держав — Антантой (Россия, Англия и Франция) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия и Италия), вызванные обострением борьбы за передел уже поделенных колоний, сфер влияния и рынков сбыта.

Война унесла и покалечила тысячи и тысячи жизней, среди которых были и наши донцы. Слава о них не померкнет никогда!

Традиции. Уважай старшего, как отца своего…

Старики у казаков почитались особо. Несмотря на воинскую субординацию, рядовой казак-старик пользовался среди донцов зачастую большим уважением, чем офицер.

На улице при виде старика издали замедляли шаг, снимали шапку и спешили поклониться. Если кто-то из детей и юношей указанную норму этикета нарушал, то это никогда не проходило незамеченным. Старший обязательно спрашивал: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь. А я к вам вечером зайду». И младший обязательно сообщал дома отцу или деду о своем проступке, за который подвергался самому серьезному внушению.

Вечером старики действительно собирались вместе, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в эти разговоры никогда не вмешивалась. Таким образом здесь соединялись покаяние и внушение как важнейшие приемы воздействия на личность и воспитание молодого казака.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий