Проект «Наши люди» — совместный проект газеты «Красносулинский вестник» и Нины Чеботаревой о людях земли сулинской. О людях самых простых, самых обыкновенных, но и самых ценных. А потому, что в каждом из них душа необыкновенно широкая, красивая, а доброта — искренняя. Ищите таких людей — они рядом. Почувствуйте сердцем…
Татьяна Цурикова. Дар учителя.
Ученик, пребывая в школе длительное время, исчисляемое десятком лет, находится под воздействием учителя, его обаяния. Учителя – люди, люди разные, с разными характерами, несущие спектр знаний, харизмы, чувств…
Через чувства и происходит сближение ученика и учителя. Живые чувства – главный предмет в учебе. Именно они прокладывают интерес к исследованию, изучению, привлекают внимание ученика к учителю. Учитель, ответственно относящийся к предмету своего преподавания, преподносит его как дар своего сердца, тогда и происходит контакт.
Так произошло и с Татьяной Ильиничной Цуриковой, когда в их школе в Красном Сулине преподавал учитель физики и математики Попандопуло Михаил Саввич.
Татьяна Ильинична рассказывает, что из инструментов на уроке Михаила Саввича были только тряпка, мел и доска. А как он увлекательно вел урок! Ученики не сводили глаз с него и доски, влюблялись в математику.
Поэтому не вдруг впоследствии любимая математика Татьяны Ильиничны стала ее профессией. Окончив институт, она вела алгебру и начала анализа в Ударниковской средней школе с 5 по 11 класс.
Как рассказала сама Татьяна Ильинична, она не выделяла любимчиков. Ко всем относилась одинаково, всем уделяла внимание. Сами ученики проявляли любовь к предмету, часто просили что-то решить на доске и остаться при необходимости после уроков. Татьяна Ильинична никогда не отказывала, всегда шла навстречу своим ученикам.
По теплым отзывам бывших ее учеников можно понять, что их учительница математики была для них не строгая, а правильная.
Искренние слова ее ученика: «Татьяна Ильинична была замечательная, хорошая!».
Сейчас Татьяна Ильинична завершила свое длительное учительское поприще. С уверенностью можно сказать, что и на восьмом десятке лет знания и память, умения и возможности от нее никуда не ушли. На данный момент ее внуки могут подтвердить это, когда их бабушка, по их же просьбе, легко поясняет им решение той или иной задачи.
С требованием времени методы преподавания в школе, используемые инструменты изменились.
Прежняя система математики развивала мышление, было больше возможностей для проявления простых человеческих чувств. Школа рождала гениев, таких, как Софья Ковалевская, Андрей Колмогоров, Григорий Перельман.
Время покажет, кого родит современная система преподавания математики. Родятся ли гении мысли. Некоторые ученые говорят, что чувства раскрывают интуицию, с интуицией приходят озарения в виде открытий. А начинается все со школьного учителя…
Тамара Стрижко. Ни в сказке сказать, ни пером описать…
События нашей жизни формирует наша же мысль. Как мы с ней управимся, вложим ли в нее жар своего сердца, зависит ее исполнение в последующую, прекрасную быль.
На примере жизни Тамары Федоровны Стрижко из поселка Черевково можно проследить работу созидательной мысли человека.
По своей профессии и призванию Тамара Федоровна — фельдшер. С июня 1983 года живет она в Черевково. Здесь же много лет работала фельдшером.
Тамара рассказывает, что помощь оказывала она всем, в каждом дворе была не по одному десятку раз. Делала уколы, перевязки, отправляла на срочные операции, буквально спасая жизнь человека.
Даже больничные выдавала. Люди ее уважали и рассчитывали на облегчение своего состояния, когда она приходила к ним. И ее добро возвращалось к ней. Ей тоже в жизни много помогали.
Глядя на свою маму, и трое детей Тамары впитали доброжелательное отношение к людям.
А мыслью-мечтой ее было желание самой увидеть МОРЕ и показать его своим детям. Желание было очень сильным. И, конечно же, оно сбылось, да так, что ни в сказке сказать, ни пером описать — мыслью сотворить только можно.
После завершения трудовой деятельности фельдшером Тамара занялась предпринимательством в «Сибирском здоровье».
Здесь-то она и объездила полмира. Первоначальная мысль о море честно исполняла задачу, поставленную однажды ей человеком, т.е. Тамарой.
Первым морем в ее многочисленных заграничных путешествиях было Андаманское море в Таиланде. И впечатлений от Таиланда, эмоций было получено целое море тоже. Бангкок просто поразил ее своими обычаями, культурой, кухней.
Потом были и другие моря: Каспийское — в Азербайджане, Казахстане, Красное — в Египте, Балтийское — в Швеции, Дании, Эстонии, Финляндии, Мертвое море — в Иордании, в Израиле, Черное море — в Турции, Атлантический океан — в Северной Африке (Марокко), на Канарских островах (Испания), Средиземное море — Кипр, Анталия (тоже Турция), Персидский залив Индийского океана — в Дубае. Ну и, конечно, Дальний Восток — Тихий океан.
Море давало чувство свободы, покоя, открывало дыхание, взору — простор, душа отдыхала и ликовала.
За границей Тамара Федоровна всегда чувствовала себя под защитой своей страны, все по-другому ощущалось.
Много видела стран, много было удивительных знакомств с местным населением. Только в Анталии Тамара жила и трудилась в качестве предпринимателя два года.
Но как ни хорошо в гостях, а дома-то лучше. Возвращалась домой, и сердце начинало по-другому стучать, особенно когда автобус поворачивал на Красный Сулин. За много лет Черевково стало родным и близким сердцу местом.
Внуки знают историю мыслей своей бабушки, поняли ее силу, и есть гарантия, что в будущем к своей жизни они тоже приложат добрую мысль. Они уже сейчас говорят: «Бабушка, тебе еще вон на том море надо обязательно побывать».
Мысль Тамары Федоровны выполнила мечту о море и для ее детей. Двое из них живут в Анапе и Сочи, у моря, конечно.
Она говорит, что расширение кругозора — потребность души. Ее слова: «Кругозор расширяется и потом уже не сужается».
Следуя этой потребности, она изучает английский язык самостоятельно по программе Duolingo по интернету. В ее планах — углубить знание турецкого языка таким же образом. Жизнь же складывается не только из работы, еды и сна, правильно распределяя время, можно многое успеть.
Еще Тамара Федоровна занимается цветами, любит их. Любовь к природе с детства у нее. Нравится рукодельничать: шить, вышивать, вязать. С внуками (их у нее шестеро) сажает яблони, кустарники, собирает урожай. Дети ее любят, и она их очень любит. Они — ее любимая семья, для которой хочется все самое лучшее, интересное, благодатное.
А для этого есть у каждого человека добрая помощница — его мысль.