Приближается Новый год, который по традиции встречаем всегда с новогодними елями или соснами, потому что дети, да и взрослые ждут новогоднего чуда в виде подарков, которые приятно находить под этим центром чуда. Проходит несколько дней или недель и новогодние елочки придётся выбросить. Кто-то использует «центр чуда» для кормления животных, кто-то для жарки шашлыков, а большинство просто выбрасывают на свалки, в том числе и не санкционированные. Многие из читателей скажут, что большой беды в этом нет, потому что через какое-то время они перегниют и превратятся в полезное вещество. Это конечно так, но пока свершится такое превращение, может произойти заражение многих хвойных растений нашей зоны именно от новогодних елей.
Таким образом было завезено к нам опасное заболевание шютте сосны, ржавчина и серая гниль хвойных растений, а также вредители: короеды, усачи, ложнощитовки и многие другие. Новогодние ели в нашу область завозили всегда из более северных территорий, где этих вредителей было немного, а если они и попадали в нашу зону, то не приживалась из-за неподходящего климата. Сейчас всё изменилось – вредителей и болезней стало больше на севере и наш климат поменялся.
Поэтому, большая просьба к вам, дорогие читатели, отнестись со всей серьёзности к быстрой утилизации новогодней ели, дабы не привлечь на наши территории новых вредителей и болезней хвойных растений, которые и так сильно пострадали от пожаров в последние годы.
А сейчас расскажу о вредителе хвойных лесов. Это побеговьюн-смолёвщик, который прижился у нас благодаря новогодним ёлочкам.
Этот опасный вредитель хвойных растений появился в Ростовской области несколько лет назад. За это время он уже успел показать себя, поэтому нужно знать, где его искать и самое главное, как с ним бороться.
Побеговьюн относится к бабочкам семейства листовёрток, которые никакого вреда не наносят, пока из отложенных ими яиц не выведутся гусеницы. Отрождающиеся в мае-июне гусеницы поедают почки молодых побегов, а затем внедряются в сами побеги и при питании раздражают ткани, так что в месте внедрения образуется характерный смоляной наплыв (галл), достигающий к концу лета размера горошины, под защитой которого живет гусеница. В них гусеница зимует первую зиму. Весной и летом следующего года продолжает питаться. Смоляной галл при этом увеличивается, достигая к осени величины лещинового ореха, и более. Уже взрослая гусеница снова зимует в насаждениях, где затем и окукливается. А бабочка вылетает только весной, практически уже на третий год жизни в дереве. Кстати, если в новогодней сосне находится гусеница последнего возраста, то ей хватит питания даже в срубленном дереве, чтобы окуклиться и вылететь в виде бабочки, которая может отложить сотни яиц.
Гусеницы обладают сильной прожорливостью, поэтому после выедания одного побега гусеницы переходят в другие побеги и проделывают там такие же ходы, как и в первом. Вследствие повреждения, боковые побеги выше места смоляного жилища гусеницы отмирают, центральные — сильно деформируются. Из таких поврежденных сосен вырастают кривоствольные деревья со значительно сниженными товарными качествами. У поврежденных сосен теряется также часть прироста. Если ствол поврежден по всей окружности, верхушка отмирает и возникают штыкообразные верхушки, вилообразные или другим образом искаженные кроны. От побеговьюнов в большинстве страдают сосновые культуры в возрасте 6—10 лет, которые через несколько лет скорее всего погибнут.
Бороться с вредителями, которые спрятаны внутри растения тяжело и надеяться, что всё пройдёт само собой, тоже нельзя. Меры борьбы зависят от степени поражения. На небольших участках 5—7—летних культур возможно ручное срезание побегов, заселенных гусеницами, которые затем нужно сжечь со всеми мерами предосторожностями. На сильно поражённых участках без химических обработок не обойтись и проводить их нужно в то время, когда бабочка начинает откладывать яйца, т.е с мая месяца. Многие естественные враги побеговьюнов (яйцееды, хищные насекомые, пауки и некоторые насекомоядные птицы) в значительной степени сдерживают их размножение. Других эффективных мер борьбы, к сожалению нет.
В. Косов, специалист Ростовского референтного центра Россельхознадзора.