Какие они, наши "взрослые" дети?

Какие они, наши "взрослые" дети?

Подростковый возраст - это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. 

Так какие они, современные подростки? Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита - "Y и Z", "миллениалами", "поколением быстрых кнопок", "цифровым поколением". Что их характеризует, что влияет на их личностное становление и в то же время может стать риском для их психологической безопасности?

Характерные особенности подростков:

- половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии);

- изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости;

- смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

- открытие и утверждение своего "Я", поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

- познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

- появление "чувства взрослости", желание подростка признания своей "взрослости", стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.

Внутренние противоречия подростков:

- между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей;

- между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни;

- между достаточно четко осознанными желаниями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;

- между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;

- между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации;

- между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников - с другой;

- между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Реакция на жизненные проблемы

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  • переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
  • переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
  • любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
  • сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов;
  • нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Поведение может быть непредсказуемым:

- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

- повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

- потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Угрозы психологической безопасности детей

Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, то мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это, в свою очередь, повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.

  • Несформированность системы ценностных ориентаций - отсутствие сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными занятиями (зависимости, попыткам лишить себя жизни, асоциальному поведению и т.д.).
  • Отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений - у современных школьников постепенно исчезает понятие идеала либо его осмысление в целом имеет размытые очертания.
  • Снижение эстетических потребностей -  лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, "криминальное чтиво"). .
  • Кризис самооценки - неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими.
  • Отстраненность и противопоставление себя взрослым - избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи.
  • Высокая потребность в общении - наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков.
  • Интернет-зависимость - сегодня Интернет является основным поставщиком информации для подростков. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков.
  • Ориентированность на развлечения - у современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, среди которых значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.