Какие они, наши «взрослые» дети?

Обзоры

Подростковый возраст — это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. 

Так какие они, современные подростки? Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита — «Y и Z», «миллениалами», «поколением быстрых кнопок», «цифровым поколением». Что их характеризует, что влияет на их личностное становление и в то же время может стать риском для их психологической безопасности?

Характерные особенности подростков:

половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии);

изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости;

смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости», стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.

Внутренние противоречия подростков:

между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей;

между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни;

между достаточно четко осознанными желаниями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;

между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;

между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации;

между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников — с другой;

между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Реакция на жизненные проблемы

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  • переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
  • переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
  • любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
  • сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов;
  • нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Поведение может быть непредсказуемым:

— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

— неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

— повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

— развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

— романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

— нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

— потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Угрозы психологической безопасности детей

Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, то мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это, в свою очередь, повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.

  • Несформированность системы ценностных ориентаций — отсутствие сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными занятиями (зависимости, попыткам лишить себя жизни, асоциальному поведению и т.д.).
  • Отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений — у современных школьников постепенно исчезает понятие идеала либо его осмысление в целом имеет размытые очертания.
  • Снижение эстетических потребностей —  лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, «криминальное чтиво»). .
  • Кризис самооценки — неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими.
  • Отстраненность и противопоставление себя взрослым — избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи.
  • Высокая потребность в общении — наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков.
  • Интернет-зависимость — сегодня Интернет является основным поставщиком информации для подростков. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков.
  • Ориентированность на развлечения — у современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, среди которых значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.
Красносулинский вестник
Добавить комментарий