Проект «Наши люди». Жители пос. Черевково Ударниковского сельского поселения Павел Шматченко

Проект «Наши люди» — совместный проект газеты «Красносулинский вестник» и Нины Чеботаревой о людях земли сулинской. О людях самых простых, самых обыкновенных, но и самых ценных. А потому, что в каждом из них душа необыкновенно широкая, красивая, а доброта — искренняя. Ищите таких людей — они рядом. Почувствуйте сердцем…

Общество

Павел Шматченко. В небе и на земле

Житель поселка Черевково Павел Михайлович Шматченко родился в Красном Сулине в 1933 году. Жил с родителями на улице Ярославской (ныне Металлургов). В 1951 году окончил школу и по комсомольскому набору поступил в    Балашовское летное училище дальней авиации.

Летали тогда они на Ли-2, военно-транспортных самолетах. Американский самолет «Дуглас» и Ли-2 были идентичными.

Первый раз Павла поднял в воздух инструктор Теплов Анатолий Самойлович. Это был незабываемый момент — увидеть Землю с высоты 1,5 км. А само небо поразило своей близостью так, что ощущения эти всплывают в памяти до сих пор. В 1953 году весь выпуск курсантов направили в Омск в училище летчиков фронтовой авиации. Летать стали на   Ил-28. В марте 1955 года Павел окончил училище, и его направили в Северную группу войск в Польшу.

В эти годы Павел и познакомился со своей будущей женой-красавицей, которая училась в Медицинском   институте в Ростове-на-Дону.

 В 1957 году они поженились и прожили вместе 63 счастливых года. Где бы он ни служил, Лидия Филипповна следовала за ним. Это были и Польша, и Актюбинск, и Винница, Луганск и Моздок. Вырастили двух дочерей.

На Ту-16 Павел Михайлович был уже командиром корабля. Потом были Ту-95, Су-30.

Сложной была дозаправка самолета в воздухе — ювелирная это работа летчиков. Вообще заправляли самолеты керосином от 15 до 30 тонн.

На Ту-95 задачей было перехватить авианосцы и подводные лодки над Атлантикой при переходе из Америки в Европу. Это означало зафиксировать и передать информацию о них, и затем уйти в нейтральные воды.

Был случай, когда их самолет попал в облака. Ничего не было видно. Ждали, что вот-вот они закончатся. Выскакивают из облаков, и вдруг перед экипажем открывается потрясающая воображение удивительная природная картина: огромная Луна на небе.  Так получилось, что Луна встретила их при выходе из облачности и сопроводила как настоящая спутница. Над океаном снижались на высоту 200 метров при истинной высоте 800 метров.

Павел Михайлович рассказал, что подъемная сила самолета зависит от скорости и размаха крыльев. При лобовом сопротивлении встречного воздуха самолет преодолевает это сопротивление и выходит на скорость звука 1250 км /час.

В 1977 году, налетав 3000 часов, Павел Михайлович в 44 года был списан по состоянию здоровья.

С тех пор здоровье он поддерживает занятиями в саду и упражнениями на растяжку, массажами каждый день, без пропусков.  Летная дисциплина, узы с небом укоренились потребностью держать свой организм на должной высоте, позволяющей чувствовать себя полноценно…

Красносулинский вестник
Добавить комментарий