Детство и юность
Иван Иванович Блохин родился 25 ноября 1935 г. в г. Ленинграде, в обычной рабочей семье. И мама, и папа работали на Путиловском заводе. Жили небогато, но детство было весёлое, радостное, счастливое. Зимой много катались на коньках, ходили на лыжах по Финскому заливу, играли в мяч.
Ему было всего 6 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел в ополчение, а мама осталась работать на заводе, помогали фронту с тыла. Жилось трудно, голодно, но дружно. Все члены семьи заботились и оберегали друг друга. Годы, прожитые в блокадном Ленинграде, Иван помнил плохо, был маленький, а в семье говорили об этом неохотно и скупо.
— В 1943 году по ледяной дороге мы выехали из Ленинграда в Калининскую область, посёлок Калашниково. И только много позднее я понял, что выезжали мы из Ленинграда на самом деле «дорогой жизни». В Калашниково я впервые пошёл в школу. Всем классом готовились к урокам, экзаменам. Сдавали нормы ГТО, — вспоминает И.И. Блохин.
В 1955 году Иван окончил 7 классов средней школы. Ему было 20 лет. Учиться дальше не было возможности, нужно было помогать семье. И с 1956 года молодой парень пошел работать на электроламповый завод электриком. В 1958 году был призван в армию на три года. После увольнения, в 1961 году, снова был принят на тот же завод. Несмотря на невысокий рост, Иван был физически здоров, увлекался спортом, всегда был заводилой и организатором всяких соревнований. Это заметили и предложили возглавить спортивное общество «Урожай» на заводе. Иван серьёзно увлекся волейболом и новой для того времени спортивной игрой — баскетболом. Конечно, занимался и лыжами.
В 1965 году Иван Иванович поступил в Калининский педагогический институт.
Мастер своего дела
После зачисления в институт его пригласили работать в школу. Педагогов не хватало, а учителя-мужчины были редкостью.
До 1971 года Иван Иванович работал учителем физического воспитания в средней школе г. Лихославль Калининской области. Баскетбол стал его любимым видом спорта.
В 1971 году И.И. Блохин окончил педагогический институт и переехал в г. Красный Сулин. Его приняли в школу №1, где он и проработал до 2002 года, 31 год!
Сколько поколений выпускников, просто учеников и членов спортивных команд, прошли через его мудрые, профессиональные руки!
Из воспоминаний И.И. Блохина:
— В первый год работы в школе ребята привыкали ко мне, к моим требованиям, к моим тренировкам, даже к моей интонации. И в этот год мы проиграли первенство города по баскетболу. Я воспринял это как личную трагедию. И случилось это в первый и в последний раз. До 2002 года сборные команды школы по баскетболу ни разу не уступили своего первого места. В волейболе, в легкой атлетике были и вторые, и третьи места, но в баскетболе — только первые. Мне очень хотелось поставить ребят на настоящие лыжи, но у нас здесь нет такого снега. Однако с директором школы мы закупили 15 пар лыж и при малейшей возможности устраивали походы на лыжах.
Бывший директор школы №1 С.Е. Галченко:
— Мне посчастливилось проработать с И.И. Блохиным 25 лет. Он настоящий учитель физкультуры, и его уроки отличались от прочих школьных предметов. Ведь физкультурные занятия должны в себе содержать и пользу, и развлечение одновременно. Успех обучения, воспитания и развития школьника во многом зависит от того, насколько учитель смог заинтересовать ребенка, увлечь идеалом физического совершенства.
Урок физической культуры — это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении они растут и познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Это и было главной целью его уроков. Для него было важно понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания. Дать ученику возможность поверить в себя.
Ещё мне хочется с благодарностью вспомнить: как-то мне поручили поучаствовать в зональном конкурсе «Учитель года», было это в городе Шахты. Свой выход я планировала под музыку «Странная женщина», конечно, мне было неуютно, страшно, я волновалась. И первый, кто протянул мне руку поддержки, был Иван Иванович. Галантный, в костюме с галстуком, он вывел меня на сцену под звуки этой мелодии и станцевал со мной несколько кругов вальса. Зал аплодировал. Замечательный друг, заботливый отец, мне посчастливилось обучать двух из трёх его дочерей, любящий семьянин, глубоко и бережно сохраняющий устои своей семьи. Две его дочери стали по примеру отца педагогами.
Отзывы коллег. В его работе не было мелочей
Валерий Иванович Бубнов, учитель физкультуры школы №1:
— Я пришёл в первую школу значительно позже, чем Иван Иванович, хотя по специальности я тоже учитель физкультуры. Конечно, разница в проведении занятий у младших и старших классов существует. К примеру, третьеклассники внимательно смотрят на тебя, следят за каждым шагом. И если ты всё будешь показывать на своём примере, вместе с ними выполнять все упражнения, то интерес к уроку гарантирован. В старших классах нужна другая тактика. Здесь уже всё решается путём разговоров. Иван Иванович был большим мастером. Я у него многому учился.
Лариса Владимировна Столбенко, психолог школы №1:
— Мне посчастливилось работать с Иваном Ивановичем более 10 лет. Он учил мою младшую дочь, которая всегда радовалась, если в расписании у неё были уроки физкультуры. Блохин очень грамотно использовал физические упражнения с обязательным учётом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Здоровье — это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Ольга Васильевна Гвозденко, учитель математики, бывшая ученица И.И. Блохина:
— Я пришла в нашу школу в 1971 году, в этом же году стал работать у нас и Иван Иванович. Мой брат был старше меня на 5 лет, поэтому впервые и много я услышала о нем от него.
После первого урока ученики с замиранием сердца ждали следующего. Это были незабываемые уроки. Он всегда использовал педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником процесса получения знаний. Его уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску, были насыщенными и весёлыми. Мне уже немало лет, но я до сих пор занимаюсь спортом, хожу на тренировки. Эту любовь зародил во мне мой любимый учитель физкультуры.
Анатолий Иванович Курако, учитель физкультуры и ОБЖ гимназии №1:
— Я проработал с Иваном Ивановичем всего год, но многому научился, когда преподавал в школе №10. Он уже тогда пользовался авторитетом в среде учителей физкультуры города и района и покорял всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к людям.
За годы работы И.И. Блохин выпустил более 6 классных коллективов и воспитал тысячи учеников. Среди его учеников, у которых он был классным руководителем, есть и ныне работающие. Это М.А. Щербина — учитель немецкого языка московского лицея, К.А. Казарьян — профессор университета в Воронеже и другие. Его ученики стали учителями, юристами, врачами, инженерами, работниками налоговой инспекции, предпринимателями, военно-служащими, работниками администраций… и просто хорошими людьми. И все они ему благодарны.
Слова благодарности выпускников
Ирина Станиславовна Феоктистова:
— С большой теплотой я вспоминаю учителя физкультуры Ивана Ивановича Блохина. На уроках физкультуры никогда не было прогульщиков, мы с радостью, начиная с 5 и до 10 класса, бежали на его уроки. Такого весёлого, но и в то же время серьезного преподавателя не было. Если были замечания, то обязательно с юмором. Вместе с ним мы были на слётах, бегали, прыгали, ползали, играли в волейбол и баскетбол.
Елена Александровна Коваленко-Юренко:
— Я всегда вспоминаю моих учителей с огромной теплотой и любовью. Среди них мой учитель физкультуры Иван Иванович Блохин. За эти уроки я благодарна и сейчас, спустя годы. Иван Иванович, строгий и требовательный, давал возможность каждому ученику раскрыться, преодолеть трудности и поверить в себя и свои силы. А самое главное, на «физ-ре» было по-настоящему весело и интересно. Хочется пожелать ему здоровья, оптимизма, спортивного задора и энергии!
Евгения Родина-Педанова:
— Я всегда была активным ребенком в школе, институте, скорее всего во многом благодаря своему любимому учителю физкультуры. Наши уроки проходили настолько интересно, что мы бежали на них с превеликим удовольствием. Мы зачастую пропускали перемену, лишь бы подольше побыть на уроке физкультуры. Иван Иванович запомнился мне не просто хорошим учителем, но и чутким человеком, который всегда поинтересуется твоим самочувствием, настроением.
Человек с большой буквы
Два вопроса учителю
— Я всегда видел себя только учителем физкультуры. Мой выбор не случайный, его я сделал осознанно, ведь вся моя жизнь связана со спортом. В школьные годы занимался и лёгкой атлетикой, и лыжами, участвовал в спортивных соревнованиях, выступал за честь класса, школы и района. Всегда занимал призовые места, — говорит И.И. Блохин.
— Хотелось бы Вам изменить свою жизнь?
— Нет, я ни о чем не жалею. Сейчас сложно представить, что у меня могла быть какая-то другая профессия. И когда мои дети спросят, о какой профессии я мечтал в детстве, я смогу с уверенностью дать ответ — УЧИТЕЛЬ. Вот так больше 40 лет я и проработал в школе. Работал? Нет, не так — жил с любовью к детям, с любовью к физкультуре и спорту!
— Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
— Да, так как у меня была любимая работа, есть любимое увлечение — спорт, семья, внимание со стороны моих учеников, коллег и просто окружающих меня людей. Любовь близких и родных.
Изучая документы и фотоматериалы из архива Ивана Ивановича Блохина, а также во время бесед с учителями и учениками (нынешними и бывшими), друзьями, самим Иваном Ивановичем я открыла удивительную личность: высокообразованного, разностороннего человека, внесшего большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. Бывшие ученики его любят, уважают, звонят, потому что он всем раздарил частички своего доброго сердца.
Светлана Галченко, коллега и педагог гимназии №1. Фото из архива И.И. Блохина.
Над страницей работала Лариса Сыроваткина.
Дорогой наш Иван Иванович, человек для которого нет возраста, он всегда в форме и всегда комильфо.Школу окончила в 1974г и конечно занималась волейболом и баскетболом, под руководством Иван Ивановича, незабываемый период в моей жизни, но самое интересное, что спустя 50 лет , наш учитель и сегодня в нас бабушках и дедушках узнает своих учеников и всегда с радостью и доброжелательностью общается, как будто это было вчера.Спасибо Вам наш дорогой учитель за преданность своему делу и за то что Вы есть .Здоровья Вам на долгие,долгие годы.