Здорово дневали! Выпуск №50

Новости

Встреча казаков со службы

Если проводы казака (об этом обычае «КВ» писал в №7 от 22.02.2023 г.) были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи.

Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в неё торжественно, один из них держал в руке образ Святого Спасителя. Служивых встречали хлебом-солью за станицей или на майдане под перезвон церковных колоколов. Атаман с иконой в руках в сопровождении стариков целовался с каждым казаком, вернувшимся из похода. Затем все отправлялись в храм, где батюшка служил благодарственный молебен, а казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах они приписывали милости Божией.

Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных своих мужей.

После молебна казаки подходили к родителям, жене. Она кланялась в ноги коню за то, что тот благополучно доставил её супруга в станицу. В заключение встречи старики с атаманом хлебом-солью чествовали прибывших казаков у станичного правления.

…Станичники заранее знали, когда земляки-донцы возвращаются со службы или из похода. Дома тщательно готовились: убирали курени, мыли их внутри и снаружи.

Когда казак въезжал на родное   подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, мать и лишь потом жену и детей. Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные домашние дела, но всегда при этом он был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.

Воинское братство

Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли крепкое воинское братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку.

Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась — на аванпостах ли, в схватке, в преследовании — все равно, «клади душу за своего». Они же ревниво следили и за добронравием молодых.

По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру (по росту). Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью.

Знаете ли вы, что…

. ПОЛЫННОЕ ВИНО — особый сорт донского вина; белое, очень сухое типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.

. ПОЛЧАНИН — сослуживец по полку.

. ПОРЕЧЬЕ или ПОРЕШНЯ — особый вид донской выдры. Живет около воды, в которой проводит много времени. В старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом.

. ЕЛАНЬ — лесной луг или лужайка в лесу; от этого слова на Дону образовано название станицы Еланской.

 . ЕРИК — естественная протока, канал, отходящий от главного русла реки и на некотором расстоянии возвращающийся в него ниже по течению.

. КАЗАК ЛУГАНСКИЙ — литературный псевдоним писателя-этнографа В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», которому также приписываются слова казачьей песни «Поехал казак на чужбину далёку».

. КАЛКА — прежнее название речки Калец, впадающей в Азовское море вместе с Кальмиусом; в 1223 г. на ее берегах первые монголы разбили войска руссов и половцев.

. КАСПИЙСКОЕ МОРЕ — ограничивает Кавказ с востока; площадь свыше 400 тыс. кв. км с уровнем воды на приблизительно 26 м ниже, чем Азовское море. Принимает в себя реки, исторически связанные с казаками: Урал, Волгу, Куму и Терек.

. КРЫМСКАЯ СТОРОНА — старинное название степи вдоль правого берега Донца и Нижнего Дона.

. КУЧУК-КАЙНАРДЖИ — деревня в Болгарии, где 10 июня 1774 г. был подписан мирный договор между Россией и Турцией; султан отказывался от своих прав на Крым и Приазовье, передав их России, которая приобретала также Азов с правом возводить там укрепления.

. ЛАДАННОЕ — сорт донского вина из особого «ладанного винограда».

. НИЗОВКА — низовой ветер, дующий вверх по течению реки; на Дону это юго-западный ветер. Он намного поднимает уровень воды в дельте, заливает низменную пойму, иногда вместе со станицей Елизаветинской. При низовке бывают на Азовском море самые сильные штормы, сопровождаемые теплыми дождями.

. ОКРАЙНИЦА — полоса открытой воды вдоль берега замерзшей реки.

 

«Не для меня придет весна!»

 Знаете ли вы, что казачьему романсу «Не для меня!» исполнилось уже 200 лет! Он пережил шесть войн и по праву считается шедевром песенного творчества, так как в разные годы служил символом героизма, отваги и мужества солдат, отправлявшихся на фронт сражаться за свою землю.

Многие любители песен были уверены, что её сочинили донские казаки, но у этого произведения есть своя удивительная история и свои авторы. Кстати, на протяжении многих лет слова в песне несколько видоизменялись в зависимости от времени, общественного строя и идеологии. Но в наши дни романс «Не для меня!» вернулся к своему первозданному виду.

Гениальные и проникновенные строки этих стихов, в которых с болью звучали грусть и надрыв безысходности, принадлежали морскому офицеру Александру Молчанову. В годы войны на Кавказе он воевал в Дагестане, чьи корабли имели мощную поддержку Османской империи, командовал пушечным кораблём «Силистрия». Офицер Молчанов словно чувствовал, что каждый его боевой выход может стать последним. Так появились эти строки:

«Не для меня придёт весна, не для меня Буг разольётся.

И сердце радостно забьётся в порыве чувств не для меня!

Я поплыву к брегам абхазским, сражусь с народом закавказским.

Давно там пуля ждёт меня…».

(Буг — это небольшая речушка в Западной Беларуси, в краях, где морской офицер провёл своё детство).

Это произведение морского офицера А. Молчанова впервые увидело свет в 1839 году в журнале «Библиотека для чтения». Главный редактор этого журнала Осип Сенковский сразу почувствовал песенный потенциал стихотворения и показал его своему другу Николаю Девитте, служившему в МИД России — тот на досуге занимался написанием песен. Так появился этот романс, первой исполнительницей которого стала супруга Осипа Сенковского баронесса фон Райль.

Музыкальные салоны, богатые люди, чиновники были далеки от людей, которые действительно сражались на фронте и которые, вероятно, больше не смогут увидеть родной край и весну, поэтому песня сразу же полюбилась многим и стала поистине народной казачьей песней. В разные годы её исполняли участники Крымской войны, донские казаки, участники первой мировой и гражданской войн (как белогвардейцы, так и красногвардейцы). И у каждого воина была своя правда.

…Сейчас этот романс звучит в исторических сериалах, тематических музыкальных концертах. Зритель по-прежнему любит его за проникновенную, чуть надрывную лирику и за красивую мелодию. Вот такая история этой удивительной, всеми любимой казачьей песни-романса.

Казачье зарубежье

Седов Вячеслав Георгиевич, казак станицы Ново-Григорьевской 2-го Донского округа Области войска Донского, в эмиграции в 1920-е годы жил в Югославии, а затем — во Франции.

 КРАЙ РОДНОЙ

Там, где Дон широкий блещет,

Где стальной ковыль трепещет,

Где в небесной ясной дали

По воздушной синей глади

Царь пернатый грозно реет,

Где курган былинный дремлет,

Где под тихий ночи шёпот

Ясно слышен конский топот,

Где вечернею порой

Песнь ласкающей волной

Душу радостно волнует,

Там, где плачет и тоскует

Мать несчастная о сыне —

Десять лет он на чужбине,

Где казачка изнывает,

Дни и ночи всё вздыхает —

Мужа ждёт домой,

Там мой край родной!

 Сагацкий Иван Иванович — казак станицы Ново-Николаевской Таганрогского округа Области войска Донского, родился в 1901 году. В эмиграции жил в начале 1920-х годов в Югославии, а затем во Франции; работал во многих странах мира. Автор ряда книг. Умер в Париже.

 У ЛИМАНА

 Плачет чибис где-то у лимана

 В приазовской родственной глуши,

 В светлой дымке лёгкого тумана

 Чутко спят густые камыши.

 В ковыле тушканчик не резвится,

 Над норой застыли байбаки,

 Словно степь не может примириться,

 Что ушли куда-то казаки…

 Так ушли, чтоб больше не вернуться,

 Но верит степь и ждёт года,

 Ведь кода-то вести донесутся,

 Что изжита русская беда!..

 Значит, надо нам и нашим внукам

 Верить в степь и в Божью Благодать,

 И, внимая сердца тихим звукам,

 Неотступно, твёрдо чуда ждать.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий