Здорово дневали!

Новости

ПРОВОДЫ КАЗАКОВ НА СЛУЖБУ ИЛИ В ПОХОД. Защита родной донской земли и России всегда была для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, храбро истреблять её врагов.

Проводы и встреча казаков со службы были на Дону важным обрядом. Его создали военная жизнь донцов и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, в 18 век.

…Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. Все делалось по обычаю, завещанному предками: выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях; затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жена выводила на площадь коня. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.

Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, искренне просил благословения родителей. Обязательно брал горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. И если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

Затем все воинство собиралось у храма помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда — на площадь (станичный майдан). Здесь пили последний прощальный ковш вина или меда (во время похода у казаков существовал  «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось).

И когда наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: «Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живым-здоровым». Мать благословляла сына иконой такими словами: «Вот икона святая! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и правдой! Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение царю и Отечеству. Послужи ему, как и деды твои служили!». Отец, вручая пику, говорил: «Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну. Не посрами, сынок, честь казачью, вернись с победой!».

После благословения родителей казак кланялся в ноги матери, отцу, дядьям, теткам, обнимал детей и жену: «Жди меня, родная, быть может, Бог даст — вернусь!».

Переходя любимый свой Дон, станичники черпали священную для них воду, пили ее, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли своих коней в пахнущие разнотравьем придонские степи…

На берегу или за станицей запевали старинную казачью песню «Последний нонешний денечек гуляю с вами я, друзья» и оставались до тех пор, пока казаки не терялись из виду.

проводы_казака.jpg

ЭТО ИНТЕРЕСНО

 Родство — это близость по крови. Свойство — это родство по женитьбе, по замужеству, родство по крестинам: свойственниками становились кумовья.

 Казак обязан был знать все степени родства и своих предков поименно. Этому хорошо помогали хранившиеся за иконой в каждом курене  «Поминальники».

 Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни и боевой славе предков. Именно на этом строился комплекс славы, который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем честь и лишь на третьем — жизнь.

Предки — праотцы – люди за четвертым, пятым коленом родства, помнились поименно, если бывали славны. В казачьих семьях выстраивалась следующая родственная пирамида: хозяин – отец, хозяйка – мать, 2 деда, 2 бабушки, 4 прадеда, 4 прабабушки, 8 прапрадедов, 8 прапрабабушек. Разумеется, что больше память удержать имен предков не могла.

При женитьбе число родственников удваивалось. К отцу и матери добавлялись тесть и теща, а для жены – свёкор и свекровь. Поскольку казачьи семьи были многодетными, в степени родства включались все братья и сестры мужа и жены.

Соответственно: брат мужа – деверь, брат жены – шурин; сестра мужа – золовка, сестра жены – свояченица; жена брата – невестка, муж сестры – зять. По отношению к родителям жены (тестю и теще) – зять. По отношению к родителям мужа (свекрови и свёкру) – сноха. Женатые на родных сёстрах – свояки. Женатые на двоюродных сёстрах – двоюродные свояки (четвертая степень родства). Сестрин муж шурину своему и свояченице – свояк. Очень дальний родственник, степени родства которого не могут счесть, называется просто – земляк.

Свойственниками были люди, связанные духовным родством, – крестные мать и отец. Между собой и по отношению к родителям крещёного они были кумовьями.

КРАЕВЕДЕНИЕ

Прохоровка. Первое упоминание о нашей Прохоровке, сегодня хорошо известной по казачьим делам, относится к далёкому 1760 году. Она была основана генерал-майором и вечным шефом 6-го Донского полка Фёдором Ивановичем КРАСНОЩЁКОВЫМ как село Верхне-Фёдоровское.

После смерти Краснощёкова на средства жены генерал-майора Ефимии в селе была построена большая «Верхняя» водяная мельница, при которой вскоре стали поселяться семьи крепостных крестьян из Малороссии. 

Когда хозяйки не стало, мельница отошла к её внуку есаулу Алексею Краснощёкову. В 1807 году тот продал её с 50 ревизскими душами есаулу Я.Д. ПРОХОРОВУ, получившему 1 октября 1805 года от войсковой канцелярии за свою усердную службу Отечеству землю для устройства постоялого двора в балке Осиновой.

Вскоре на её вершине с левой стороны реки Кундрючьей есаул основал свой хутор, поселив в нём 15 крестьянских душ, а через три года перевёл сюда и часть крестьян, живших на мельнице.

Что известно из истории донского казачества о Прохорове?

…Яков Дмитриевич родился в 1779 г. Воинскую службу начал простым казаком в 12-летнем возрасте. Благодаря знанию грамоты его определили в войсковое гражданское правительство, а затем — в войсковую канцелярию. В 1795 г. Прохоров стал хорунжим. Служил при генерал-майоре    В.И. Манькове. За достойную службу снискал одобрение  генерал-фельдмаршала Салтыкова. Дослужился до чина подполковника. Умер в мае 1858 г. в возрасте 80 лет.

В числе первых жителей Прохоровки были Калина Гайваронский, Григорий Соколов, Андрей Колесников, Нестор и Фома Мироненко, Иван Колодченков, Антон Болдырев, Лаврентий Кравченков, Симон Шидловский.

Крестьяне занимались, как и у других помещиков того времени, хлебопашеством и скотоводством. Дворовые крестьяне и лакеи усердно работали в имении, по двору. После смерти помещиков Прохоровых имение было поделено между их наследниками.

Сельское управление Прохоровского общества представляли сход и староста, а также смотритель хлебных магазинов и писарь. Сельский староста занимался назначением на барщинные работы, взысканием оброка, отвечал за выполнение требований помещика. Он осуществлял и полицейский надзор за крестьянами, участвовал в наборе рекрутов. Судебные заседания проводились каждые две недели в волостном центре — в посёлке Сулинском. Прохоровка входила в приход Успенской церкви станицы Владимирской.

В начале 1890-х годов в хуторе Осиновско-Калиновском (часть нынешней Прохоровки) появилась школа грамоты, а в 1893 году открылась церковно-приходская школа в посёлке Прохорово-Кундрюченском. Учителем в ней был ростовский мещанин Алексей Елисеевич Терентьев. В 1911 году в школе обучались до 60 детей. За 200-летнюю историю наименование села менялось несколько раз. Сегодня это Прохоровка.

Его население росло за счёт приезжих крестьян из Центральной России. В конце 19 в. в селе числился 91 двор и проживали 564 человека. Основным занятием по-прежнему оставалось земледелие, а затем в окрестностях появились первые небольшие шахты, и крестьяне стали самостоятельно добывать уголь для местных нужд или на продажу, за что их неоднократно наказывали.

В 1929 г. в Прохоровке появился колхоз «Красный Октябрь», организованный рабочим Сулинского металлургического завода И.Л. Бедниным. В 1932 г.на реке построили плотину, а в предвоенные годы здесь открылась школа №14. В годы Великой Отечественной войны 160 прохоровцев защищали Родину, каждый третий пал на поле брани смертью храбрых.

Вот  неполная история одного из населенных пунктов нашего края.

Прохоровская-плотина-в-Ростовской-области.jpg

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КАЗАКОВ

В старину казаки в станицах жили просто, честно и дружно. Краж и обманов не было. Все, что кто-то имел или приобретал, делилось между собой, как в единой семье, без всяких расчетов. Убивал ли кто большого зверя или ловил большую рыбу — все тут же разносилось по дворам, и каждый брал себе, сколько было нужно.

 Чистота нравов была невероятная — боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить дорогую цену.

Казачки вели тихую и уединенную жизнь, тогда как казаки часто щеголяли оружием, одеждой, проводили дни в забавах (охота или рыбалка), по ночам предавались веселью. Их жены усердно хозяйничали по дому, ткали шелковые поярки, шили одежду, вязали чулки…

В домашнем быту казаки были всегда просты, умеренны и изобретательны: от лихорадки они пили водку с ружейным порохом или травой душицей, на раны прикладывали растертую со слюной землю, пропитание добывали в основном охотой или рыболовством.

казачки.jpg

Красносулинский вестник
Добавить комментарий