Дань ушедшим на века …Обычно на кладбище донских хуторов и станиц, где хоронили своих близких казаки, стояла церковь. Одним из древних кладбищ на Дону является кладбище при Преображенской церкви в станице Старочеркасской. Здесь были похоронены родители донского атамана М.И. Платова, казаки, погибшие при защите Азова в 1641 году, атаманы Ф. Минаев, Д. Ефремов и другие.
Кладбище было огорожено стеной, сложенной из камня, на нее была поставлена ограда из металлических прутьев, поочередно сделанных из креста и пик.
При церкви была сторожка, где жил сторож, который следил за порядком и чистотой. Он подрезал деревья, подметал дорожки. Ворота и калитка на ночь закрывались. Центральная аллея была обсажена высокими тополями. В праздничные дни по аллеям прогуливалась молодежь.
На колокольне Преображенской церкви находились несколько колоколов различных чинов. Самым большим был колокол весом в 218 пудов, который отлили на одном из Демидовских заводов в 1743 году.
… Колокольный звон сопровождал русского человека от рождения до смерти. В дни радости или горести, грустный или торжественный, он всегда звучал при отпевании или венчании, крещении и помиловании. Божественные звуки колоколов тысячи лет властвовали над российскими просторами, трогая души и сердца людей, создавая тончайшую, словами не передаваемую гамму чувств и настроений.
Главное предназначение колоколов, конечно, заключалось в том, чтобы созывать народ на богослужения. Но это была лишь одна из функций. В колокола звонили также и в непогоду, чтобы задержавшиеся в степи путники не заблудились.
Главный колокол Старочеркасской отбивал еще и время. Когда в станице умирал человек, звонили «по душе». Если умирал ребенок, то звук колокола был высоким, если пожилой, то, наоборот, низким.
На могилы ставили кресты, клали могильные плиты, богатые казаки ставили голубцы. Они строились из кирпича с железной крышей, имели круглую форму. Внутри вешали икону и лампаду. Под голубцами был склеп с дверью, которая засыпалась землей. Когда хоронили еще, дверь открывали, ставили гроб, дверь закрывали и опять засыпали землей.
В первый вторник после пасхальной недели церковь, разделяя радость Воскресения Христова вместе с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется Радоницей. После литургии совершается Вселенская панихида. В этот день обязательно посещают могилы своих близких и родных.
Знаете ли вы, что… Древнее название восточной части побережья Азовского моря когда-то называлось Меотидой. В начале нашей эры она принадлежала Царству Боспорскому и была населена многими племенами меотов. Отсюда в 9 в. выходили на службу в дружины киевских Рюриковичей местные христиане, по-видимому, славяно-кавказцы, коих летописцы называли козарами, которые упоминаются в древних летописях как «народ скифский языка славянского».
Между 965 и 1015 годами Меотида, завоеванная Святославом, принадлежала Рюриковичам, но после этого и до конца 12 в. здесь, на Таманском полуострове, находился главный центр независимого степного государства Томаторкани с населением из казачьих предков славян-казаров, торков-касаков и асов-аланов. (В наше время Меотида называется Приазовьем — прим. авт.).
Само Азовское море греки и римляне в древности называли меотийским озером.
Сегодняшний благоустроенный индустриальный пригород Ростова — Нахичевань-на-Дону — был основан в 1778 г., когда 20 тысяч армян, выселенных из Крыма, получили от Екатерины Великой разрешение поселиться в низовьях Дона.
В настоящее время Нахичевань слился с соседним Ростовом. Центром этого пригорода является большой завод «Сельмаш».
Великие казаки. Кумов Роман Петрович — донской казак. Родился в 1870 году в станице Усть-Медведицкой, сын генерала в отставке, журналист и писатель с аттестатом историко-филологического факультета Московского университета.
Начал печататься ещё в студенческие годы, а после окончания университета полностью посвятил себя литературе. Жил в столицах общерусскими интересами; сотрудничал в журналах «Летопись», «Исторический вестник», «Путь», «Мир», «Нива».
Пьесы Кумова с большим успехом ставились в столичных театрах. Одна из них, «Последний из рода Коростомысловых», получила в 1916 г. первую премию на литературном конкурсе имени Островского. Издано четыре тома его пьес, очерков и рассказов. Книга «В Татьянину ночь» издавалась 5 раз.
После революции Р.П. Кумов вернулся в родную станицу и обратился к казачьим темам, печатался в газете «Север Дона», журнале «Донская волна». К 25-летнему юбилею литературной деятельности Ф.Д. Крюкова написал пьесу из казачьего быта «Уж ты сад, ты мой сад, сад — зеленый виноград», которая проходила в театрах Дона с большим успехом.
Листопадов Александр Михайлович — донской казак ст. Екатерининской. Известный донской фольклорист, собирал, систематизировал и комментировал слова и мелодии донских казачьих песен, пять томов которых были изданы с нотами под названием «Песни донских казаков» в 1949-1955 гг.
Помещенные в них 1200 произведений народного творчества Листопадов делит на исторические песни — былины, бытовые — веснянки, карагодные и свадебные, военные и светские. Он их встречал повсюду: на Дону, в Хопёрском округе, по Донцу и вокруг его устья и в других донских станицах и хуторах.
Несмотря на советские ограничения по отношению к казакам, ему все-таки удалось заручиться поддержкой краеведческих учреждений и организовать несколько экспедиций по сбору произведений казачьего фольклора.
В одной из книг он пишет: «Большинство записанных экспедицией песен слагались самими казаками, которые передавали это народное творчество из поколения в поколение». И как же хорошо, что некоторые казачьи песни, собранные Листопадовым, исполняются сегодня многими казачьими творческими коллективами. Значит, его труды не пропали даром.
Это богатство нашей донской земли, его жемчужины, которые надо и впредь передавать из поколения в поколение!
Духовный цветник.
Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством.
Поступайте с родителями вашими так, как вы желали бы, чтобы дети ваши поступали с вами.
Свт. Филарет Московский.
Повиновение родителям есть не только должность, но и польза наша. Мы получили через них жизнь и, повинуясь им, можем продлить ее.
Свт. Амвросий Медиоланский.
Не тот богат, кто имеет много, но тот, кто и немногим бывает доволен.
Не будем желать лишнего; будем довольны малым — и мы всегда будем богаты.
Свт. Иоанн Златоуст.
Вера — душа православного народа. Когда гаснет она в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро предающийся тлению.
Филарт. архиеп.Черниговский.
Где нет веры, там нет и доброго дела; потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходит от веры.
Блж. Августин.
Погутарим? Продолжаем сохранять наш самобытный казачий язык, на котором гутарили наши далёкие предки. Передай его своим потомкам!
ПЕРЕПУЖАТЬ — сильно напугать
ПЕРЕСТАРОК — негодный к службе
по возрасту.
ПЕРЕХВАТ — затянутая ремнем талия
ПЕРЕЧИТЬ — возражать, спорить
ПЕРНАЧ — разновидность булавы
ПЕСТАТЬ — лелеять, тешить, баловать
ПИКА — колющее оружие конного казака
ПИЧУЖКА — пташка, жаворонок
ПЛАСТУН — пеший казак- разведчик
ПЛОСКОДОНКА — речная лодка
ПЛЫСТЬ — плыть
ПОБРАНКА — ссора, конфликт
ПОВЕЧЕРЯТЬ — поужинать