Читайте нашу традиционную страницу про казачество.
Городок на Северском Донце, впоследствии станица Луганская
По «скаске» луганцев, представленной 9.11.1704 г. в Разряде стольником М.Ф. Пушкиным, который в 1703 г. «ревизовал» казачьи городки, поселение было построено «тому 30 лет», то есть в 1673 году.
Первоначально находилось на левом берегу Донца, на «устье речки Луганки», которая называлась также Луганом или Луганью. «Площадь Старого городка, — отмечал краевед И.М. Сулин, — равна 60 000 квадратных саженей, обнесена с одной стороны валом шириною в 2 аршина и длиною 102 сажени и канавою в 1,5 аршина ширины, упирающеюся в берег реки Донца».
В 1905 г. Луганское станичное правление сообщало, что «местность эта почти смыта рекою Донцом, обвалами весенней воды… На том месте, где когда-то существовал Старый городок, сегодня растёт полувековая дубрава».
По заведённому обычаю к Старому городку ещё долгое время на сырную неделю (масленицу) выезжали казаки почти всею станицею, служили вселенную панихиду, после чего выходили из леса (городок был в лесу над р. Донцом) на луг и становились на Моськином кургане, откуда смотрели на лихую скачку молодых казаков. Предание гласит, что Моськин курган (Моськина могила) служил Старому городку сторожевым постом. Старожилы рассказывали, что на большом песчаном бугре к югу от позднейших хуторов Паськова и Камышного «в старину казаки держали пикеты для наблюдения за движением крымских татар и черкесов, нападавших на казачье поселение по левой стороне Донца».
В 1695 г. в городке упоминается новопостроенная церковь. По «скаске» в поселении состояли 149 служивых казаков. В 1707 г., после убийства князя Ю.В. Долгорукого, Луганский городок сначала не «сдался» по требованию подошедшего к нему атамана С.А. Драного с отрядом из 400 человек. Но через месяц, когда Драный подошел к городку с тысячным отрядом, луганцам пришлось покориться.
После подавления Булавинского восстания уцелевшие жители казачьих городков перешли в ближние поселения, и уже в 1718 г. Луганская станица оказалась по числу присягнувших казаков самой большой в Донском Войске.
Своё название городок получил по р. Лугани. Историки полагают, что река тоже названа от травной земли, луга, покоса, пастбища.
МЫ ЧТИМ ГЕРОЕВ НАШИХ ИМЕНА
Об активной деятельности в нашем городе Ростовской региональной историко-краеведческой общественной организации «Наше наследие» известно не только на нашей территории, но и далеко за её пределами — она охватывает животрепещущие вопросы, волнующие не одно поколение.
Это увековечение памяти героев войны и труда; организация и проведение мероприятий, посвящённых 100-летию комсомола; подготовка и открытие в выставочном зале РДК более десяти интереснейших выставок; выпуск краеведческих книг и литературно-краеведческого альманаха «Наше наследие»; проведение конкурса школьных музеев и уголков боевой славы города и района. В конце лета прошел итоговый форум «Встреча поколений», на который были приглашены учащиеся со своими руководителями, принявшие активное участие в конкурсе музеев, СМИ города, руководители и специалисты Управления образования и районной администрации. Среди десяти школьных музеев наш Музей истории и культуры донского казачества казачьей школы №10 (рук. — Л.П. Михалева) был награждён дипломом 1-й степени и кубком, Благодарственным письмом Общественной палаты Красносулинского района, тремя грамотами и подарками.
Памятники Ермаку Тимофеевичу
Мы, казаки, часто бывая в Новочеркасске, любим подходить с поклоном и гордостью к знаменитому памятнику на Соборной площади — Ермаку Тимофеевичу. Вот история его появления в бывшей столице донского казачества.
Первый памятник покорителю Сибири был воздвигнут в 1838 г. в Тобольске, где, согласно летописным сведениям, он утонул в Иртыше. Обелиск с изображением Ермака установили также в Иркутске. В 1870 г., в связи с празднованием 300-летия Донского Войска, объявили всероссийскую подписку на сооружение монумента в столице донского казачества — Новочеркасске.
Первый проект памятника предложил скульптор Антокольский, но он был отклонен. В 1888 г. к работе приступил скульптор Микешин, но в 1896 г. он умер. Завершил изготовление памятника скульптор Беклемишев. Торжественное открытие памятника донскому атаману состоялось в Новочеркасске 6 мая 1904 г.
Под артиллерийский салют с монумента спало покрывало. Перед собравшимися казаками и горожанами открылась четырехметровая фигура Ермака на гранитной скале.
В левой руке Ермак держал боевое знамя, в правой — корону покорённого Сибирского царства. Поверх одежды — кольчуга с золотой гривной, дар Ивана Грозного. На лицевой стороне памятника надпись: «Ермаку — донцы. 1904».
Орден Александра Невского
Летом 1942 г. правительством Советского Союза было принято решение об учреждении специальных орденов для награждения военачальников за боевые подвиги в Великой Отечественной войне. Они были названы в честь великих русских полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова и Александра Невского.
Орден Александра Невского был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июля 1942 г. Им награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов за проявленые смелость и решительность при нападении на врага; нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск; за выполнение боевого задания при защите Родины.
Первым кавалером ордена Александра Невского стал командир батальона морской пехоты 154-й морской стрелковой бригады старший лейтенант И.Н. Рубан. Он был награждён за мужество, проявленное «при отражении атаки фашистского полка, поддержанной танками, в районе излучины реки Дон в августе 1942 г.».
Участие казаков в походах и войнах 640 лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал о донских казаках, которые своей храбростью в великой битве с Мамаем прославили не только себя, но и свою землю.
Казаки в Куликовской битве
8 сентября в 1380 г. на Куликовом поле близ реки Северский Донец, правого притока Дона, произошло знаменательное кровопролитное сражение между войском великого князя Дмитрия Иоанновича и монголо-татарским войском под предводительством Мамая.
Как свидетельствовала составленная в Москве в 1471 г. «Гребенная летопись», в битве приняли активное участие дружины донских казаков из городков Сиротина и Гребни, расположенных на Верхнем Дону. Казаки храбро сражались, и великий князь Дмитрий, позже прозванный Донским, по пути в Москву после победы над Мамаем посетил их городки — в ответ казаки подарили ему икону. Казаки-мореходы Издавна сложился образ казака-всадника. Однако первоначально, в 16 веке, казаки были не всадниками, а умелыми мореходами, совершавшими смелые походы по Черному морю к берегам Крыма и Турции; по Каспийскому морю — к берегам Персии. Это были запорожцы, донские и волжские казаки. Они громили прибрежные турецкие и персидские города и селения, брали при этом богатые трофеи. Не раз одерживали они победы над преследовавшим их турецким флотом.
ИНОСТРАНЦЫ О ДОНЦАХ
Первым на Западе рассказал о Доне в своих «Записках» германский дипломат Сигизмунд фон Гербер-штейн, дважды побывавший в России: в 1517 и 1526 гг., горячо хваливший знаменитейшую реку, в которой «великое обилие рыб, а в окрестных лесах — зверей и птиц».
В первой половине 17 века посетил Московию и голландский купец Исаак Масса, писавший о казаках, которые держали под контролем реку Волгу. О казаках упоминал также немецкий ученый Олеарий. Очевидцем восстания Степана Разина был голландец Ганс Стрюйс, проплывший на своем корабле по Волге в Персию. Он дважды беседовал с донским атаманом Разиным.
С 1714 г. в течение пяти лет жил в России ганноверский дипломат Фридрих Вебер. Свои наблюдения он изложил в книге «Преображённая Россия». Говоря о донских казаках, писал, «что из этого народа русский царь извлекает известную пользу».
Таковы были первые сведения в Европе о донских казаках.