Здорово дневали!

Новости

СТАНИЧНЫЕ ДОКТОРА.  Из жизни мы знаем, что врач — профессия боевая: долг врача заставляет его оказывать помощь в любых, даже самых экстремальных условиях. Военных медиков уже давно называют «солдатами без оружия». Давайте вспомним историю образования российской медицины, а также донских «докторов-гиппократов».

Первый военно-полевой госпиталь был создан в Смоленске во время войны с Польшей (1654-1667 гг.).

Самая передовая по тем временам система военного здравоохранения была налажена при царе Петре Великом, который живо интересовался вопросами медицины.

…Сначала в России был образован Аптекарский приказ, который ведал полковой и дворцовой медицинской службой, а также аптекарским делом. Затем по указанию царя аптекарь Даниил Гурчин в 1708 году составил первый лечебник для армии — «Аптеку обозовую», а Санкт-Петербургский Аптекарский приказ был переведен в Москву и переименован в Аптекарскую канцелярию.

Но это было в далеких от Дона столицах, а как же лечились казаки у нас?

Мы привыкли говорить, что казаки прежде всего воины. Но служба     заставляла каждого казака быть еще и доктором, врачом. Донская степь издревле славилась своим разнотравьем. В любом казачьем курене круглый год хранились вязанки сухой целебной травы, поэтому, с детских лет изучив полезность их, любой казак мог прийти на помощь больному своему товарищу.

Как известно, казак и православие — неразделимы, поэтому курс лечения, каждая процедура или изготовление настоя-лекарства начинались для казака с молитвы. Чаще всего казак для восстановления здоровья пользовался такими хорошо известными на Дону целебными травами, как подорожник, ромашка, мята, тысячелистник, чабрец, мать-и-мачеха, зверобой и другие.

Многие казаки могли не только лечить травами, но и умело вправлять вывихнутые суставы, врачевать так называемые «отступы» и «осклизи», которые так часто приключались в походной жизни казаков-кавалеристов.

Свои знания народной медицины казаки передавали из поколения в поколение, искренне веря, что «донская родная травушка» всегда поможет, вылечит от любой болезни.

Screenshot_13.jpg

Мудрая мысль

Самое важное лекарство — это    нежная любовь и забота.

Мать Тереза.

Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда!     

Николай Островский.

В течение каждой минуты, когда вы сердиты, теряется шестьдесят секунд счастья.

Бернард Шоу.

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.

Вольтер.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Толстой.

Духовный цветник

Берегись, чтобы Бога, прославляемого тобой словом во храме, не оскорбить делами в доме.

Нередко бывает, что ясно и светло горит наша свеча пред святой иконой, только в сердце-то у нас мало теплоты и света.  

Св. Филарет Московский.

Не суди человека по внешности, но узнавай внутренние его качества. Не по внешней судьбе, но по делам и жизни мы должны судить о достоинстве человека.

Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаиваться.

Над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти; так и над каждым неразумным словом, слетевшим с наших уст.

Прот. И.Толмачев.

Погутарим?

Продолжаем сохранять наш  самобытный казачий язык, на котором гутарили наши далёкие предки. Передай его своим потомкам!

ПОМАНУТЬ — поманить, позвать, завлечь.

ПОМЕСТЬЕ — имение, казачий двор.

ПОМИНАТЬ — помнить, хранить в памяти.

ПОМСТИТЬСЯ — померещиться, показаться.

ПОНАПРАСЛИНА — наговор, ложные обвинения.

ПО ПЕРВАМ — сначала, сперва.

ПОПЕРЕД — в первых рядах.

ПОРОЗНЬ — врозь, не вместе.

ПОРТАЧИТЬ — делать брак, портить, фальшивить.

ПОСИДЕЛКИ — место зимнего общения хуторской молодежи.

КАЗАЧЬИ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ РОССИИ

Мир казачества — это не только воинская слава, но и богатые культурные традиции. Вклад казачества в российскую культуру мы только сейчас начинаем оценивать по достоинству.

В конце 19-го столетия появилось множество литературных произведений, созданных такими казачьими авторами, как Федор Крюков, Николай Туроверов, Алексей Крутов, Павел Поляков, Федор Щербина. Произведения этих и других казачьих авторов издавались вплоть до последнего времени только за границей, а изданные в России воспринимались не в литературном контексте, а по большей части в политизированном.

Но сейчас, когда возрождение казачества стало реальностью, нам предоставляется возможным увидеть не только военно-патриотический, но и культурный вклад казачества в сокровищницу российской литературы. Кто же были эти знаменитые на весь мир казачьи писатели и поэты?

ФЕДОР КРЮКОВ

Донской казак, сын атамана. Родился в 1870 году в станице Глазуновской    Области войска Донского.

Окончил Петербургский историко-филологический институт, преподавал в гимназиях в Орле и Нижнем Новгороде. В 1906 году избран депутатом Первой Государственной Думы от Области войска Донского.

В первую мировую войну служил в санитарном отряде, в гражданскую выступал на стороне белых. В 1920 году во время отступления армии Деникина к Новороссийску был смертельно ранен. Похоронен в хуторе Незаймановском.

Крюков, без преувеличения, — самое сильное дарование в плеяде казачьих писателей. Такой живости, неповторимости быта, уклада, обычаев, языка, психологии казачества, такой глубины многолетних наблюдений изнутри мы не найдем уже более ни у кого из донских писателей.

«Прелесть рассказов Крюкова — в удивительно правдивом местном колорите; этой местной атмосферой дышит каждое слово его рассказа, каждое слово его действующих лиц», — отзывался о Крюкове Александр Солженицын.

Screenshot_14.jpg

ПАВЕЛ ПОЛЯКОВ

Потомственный казак. Родился в станице  Островской на территории Области войска Донского в 1902 году в семье казачьего офицера из старинного донского дворянского рода.

В конце гражданской войны, в 1920 году, 18-летний Павел Поляков был зачислен в конвой генерала П.Н. Врангеля в Крыму. В ноябре того же года эмигрировал в Сербию, где окончил Донской казачий корпус, затем — Белградский университет. Работал в министерстве народного образования Югославии. В 1925 году в литературном сборнике «Казачий быт», издававшемся в Париже, было опубликовано его первое стихотворение «Степи».

В 1930-х годах стихи и новеллы Павла Полякова публиковались в изданиях казачьего зарубежья: «Вольное казачество», «Казачий путь», «Тихий Дон», «Казачий сполох», «Казачье дело», «Казачий голос», «Казачество». Самыми известными произведениями Полякова стали поэма «Песни воли» и роман «Смерть Тихого Дона», посвященный гражданской войне.

Screenshot_15.jpg

НИКОЛАЙ ТУРОВЕРОВ              

Донской казак. Родился в 1899 году в станице Старочеркасской.

Окончил Новочеркасское военное училище и был зачислен в лейб-гвардии Атаманский полк, с которым участвовал в боях первой мировой войны. Был четырежды ранен. В ноябре 1919 года стал начальником пулеметной команды Атаманского полка. В 1920 году на одном из последних пароходов врангельской эвакуации покинул Крым.

Большую часть своей жизни прожил в Париже, но в своих стихах часто возвращался к родным краям, увидеть которые ему уже так и не было суждено.

Первая книга Н. Туроверова «Путь» вышла в свет за рубежом в 1928 году. После окончания второй мировой войны он стал одним из создателей музея лейб-гвардии Атаманского полка и клуба казаков-литераторов; в течение 11 лет возглавлял парижский «Казачий Союз».

Популярность Николая Туроверова была необычайна, особенно в военных и казачьих кругах русского зарубежья. В эмиграции он был тем, кем были для своих современников Есенин или Высоцкий — настоящим народным казачьим поэтом.

Умер Туроверов в 73 года. Похоронен на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли покой многие деятели русской эмиграции.

Screenshot_16.jpg

Красносулинский вестник
Добавить комментарий