СТАНИЧНЫЕ ДОКТОРА. Из жизни мы знаем, что врач — профессия боевая: долг врача заставляет его оказывать помощь в любых, даже самых экстремальных условиях. Военных медиков уже давно называют «солдатами без оружия». Давайте вспомним историю образования российской медицины, а также донских «докторов-гиппократов».
Первый военно-полевой госпиталь был создан в Смоленске во время войны с Польшей (1654-1667 гг.).
Самая передовая по тем временам система военного здравоохранения была налажена при царе Петре Великом, который живо интересовался вопросами медицины.
…Сначала в России был образован Аптекарский приказ, который ведал полковой и дворцовой медицинской службой, а также аптекарским делом. Затем по указанию царя аптекарь Даниил Гурчин в 1708 году составил первый лечебник для армии — «Аптеку обозовую», а Санкт-Петербургский Аптекарский приказ был переведен в Москву и переименован в Аптекарскую канцелярию.
Но это было в далеких от Дона столицах, а как же лечились казаки у нас?
Мы привыкли говорить, что казаки прежде всего воины. Но служба заставляла каждого казака быть еще и доктором, врачом. Донская степь издревле славилась своим разнотравьем. В любом казачьем курене круглый год хранились вязанки сухой целебной травы, поэтому, с детских лет изучив полезность их, любой казак мог прийти на помощь больному своему товарищу.
Как известно, казак и православие — неразделимы, поэтому курс лечения, каждая процедура или изготовление настоя-лекарства начинались для казака с молитвы. Чаще всего казак для восстановления здоровья пользовался такими хорошо известными на Дону целебными травами, как подорожник, ромашка, мята, тысячелистник, чабрец, мать-и-мачеха, зверобой и другие.
Многие казаки могли не только лечить травами, но и умело вправлять вывихнутые суставы, врачевать так называемые «отступы» и «осклизи», которые так часто приключались в походной жизни казаков-кавалеристов.
Свои знания народной медицины казаки передавали из поколения в поколение, искренне веря, что «донская родная травушка» всегда поможет, вылечит от любой болезни.
Мудрая мысль
Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота.
Мать Тереза.
Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда!
Николай Островский.
В течение каждой минуты, когда вы сердиты, теряется шестьдесят секунд счастья.
Бернард Шоу.
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.
Вольтер.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Лев Толстой.
Духовный цветник
Берегись, чтобы Бога, прославляемого тобой словом во храме, не оскорбить делами в доме.
Нередко бывает, что ясно и светло горит наша свеча пред святой иконой, только в сердце-то у нас мало теплоты и света.
Св. Филарет Московский.
Не суди человека по внешности, но узнавай внутренние его качества. Не по внешней судьбе, но по делам и жизни мы должны судить о достоинстве человека.
Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаиваться.
Над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти; так и над каждым неразумным словом, слетевшим с наших уст.
Прот. И.Толмачев.
Погутарим?
Продолжаем сохранять наш самобытный казачий язык, на котором гутарили наши далёкие предки. Передай его своим потомкам!
ПОМАНУТЬ — поманить, позвать, завлечь.
ПОМЕСТЬЕ — имение, казачий двор.
ПОМИНАТЬ — помнить, хранить в памяти.
ПОМСТИТЬСЯ — померещиться, показаться.
ПОНАПРАСЛИНА — наговор, ложные обвинения.
ПО ПЕРВАМ — сначала, сперва.
ПОПЕРЕД — в первых рядах.
ПОРОЗНЬ — врозь, не вместе.
ПОРТАЧИТЬ — делать брак, портить, фальшивить.
ПОСИДЕЛКИ — место зимнего общения хуторской молодежи.
КАЗАЧЬИ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ РОССИИ
Мир казачества — это не только воинская слава, но и богатые культурные традиции. Вклад казачества в российскую культуру мы только сейчас начинаем оценивать по достоинству.
В конце 19-го столетия появилось множество литературных произведений, созданных такими казачьими авторами, как Федор Крюков, Николай Туроверов, Алексей Крутов, Павел Поляков, Федор Щербина. Произведения этих и других казачьих авторов издавались вплоть до последнего времени только за границей, а изданные в России воспринимались не в литературном контексте, а по большей части в политизированном.
Но сейчас, когда возрождение казачества стало реальностью, нам предоставляется возможным увидеть не только военно-патриотический, но и культурный вклад казачества в сокровищницу российской литературы. Кто же были эти знаменитые на весь мир казачьи писатели и поэты?
ФЕДОР КРЮКОВ
Донской казак, сын атамана. Родился в 1870 году в станице Глазуновской Области войска Донского.
Окончил Петербургский историко-филологический институт, преподавал в гимназиях в Орле и Нижнем Новгороде. В 1906 году избран депутатом Первой Государственной Думы от Области войска Донского.
В первую мировую войну служил в санитарном отряде, в гражданскую выступал на стороне белых. В 1920 году во время отступления армии Деникина к Новороссийску был смертельно ранен. Похоронен в хуторе Незаймановском.
Крюков, без преувеличения, — самое сильное дарование в плеяде казачьих писателей. Такой живости, неповторимости быта, уклада, обычаев, языка, психологии казачества, такой глубины многолетних наблюдений изнутри мы не найдем уже более ни у кого из донских писателей.
«Прелесть рассказов Крюкова — в удивительно правдивом местном колорите; этой местной атмосферой дышит каждое слово его рассказа, каждое слово его действующих лиц», — отзывался о Крюкове Александр Солженицын.
ПАВЕЛ ПОЛЯКОВ
Потомственный казак. Родился в станице Островской на территории Области войска Донского в 1902 году в семье казачьего офицера из старинного донского дворянского рода.
В конце гражданской войны, в 1920 году, 18-летний Павел Поляков был зачислен в конвой генерала П.Н. Врангеля в Крыму. В ноябре того же года эмигрировал в Сербию, где окончил Донской казачий корпус, затем — Белградский университет. Работал в министерстве народного образования Югославии. В 1925 году в литературном сборнике «Казачий быт», издававшемся в Париже, было опубликовано его первое стихотворение «Степи».
В 1930-х годах стихи и новеллы Павла Полякова публиковались в изданиях казачьего зарубежья: «Вольное казачество», «Казачий путь», «Тихий Дон», «Казачий сполох», «Казачье дело», «Казачий голос», «Казачество». Самыми известными произведениями Полякова стали поэма «Песни воли» и роман «Смерть Тихого Дона», посвященный гражданской войне.
НИКОЛАЙ ТУРОВЕРОВ
Донской казак. Родился в 1899 году в станице Старочеркасской.
Окончил Новочеркасское военное училище и был зачислен в лейб-гвардии Атаманский полк, с которым участвовал в боях первой мировой войны. Был четырежды ранен. В ноябре 1919 года стал начальником пулеметной команды Атаманского полка. В 1920 году на одном из последних пароходов врангельской эвакуации покинул Крым.
Большую часть своей жизни прожил в Париже, но в своих стихах часто возвращался к родным краям, увидеть которые ему уже так и не было суждено.
Первая книга Н. Туроверова «Путь» вышла в свет за рубежом в 1928 году. После окончания второй мировой войны он стал одним из создателей музея лейб-гвардии Атаманского полка и клуба казаков-литераторов; в течение 11 лет возглавлял парижский «Казачий Союз».
Популярность Николая Туроверова была необычайна, особенно в военных и казачьих кругах русского зарубежья. В эмиграции он был тем, кем были для своих современников Есенин или Высоцкий — настоящим народным казачьим поэтом.
Умер Туроверов в 73 года. Похоронен на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли покой многие деятели русской эмиграции.