ЗАКАЛЕННЫЙ ДЕТСТВОМ

Новости

Иван Петрович Шурбин стал красносулинцем, когда после окончания Магнитогорского горно-металлургического института получил распределение в наш город. Сразу скажем, что ему поступало предложение остаться в Магнитогорске. Но он не из тех, кто ходит по протоптанной дорожке. Молодой, энергичный… Конечно же, хотелось проявить себя на новом месте! Как же формировался этот характер, что предшествовало, повлияло?

Родился Иван далеко отсюда, в Беловском районе Кемеровской области, в деревеньке с очень красивым названием Красный Май. В двухтысячных он там побывал. Но… Не стало родного места, там сейчас разливается Беловское море.

Рано потерял родных. Отец погиб в день покушения на Гитлера — 20 июля 1941 года. А мама умерла за неделю до Победы. Осталось шестеро детей. Иван — самый младший. Это у нас сейчас младшенькому все привилегии, особенно если разница в возрасте большая. А тогда, в крестьянстве — все впрягались в работу. Так что к труду Иван был приучен с самого детства. Знаком со всеми его видами.

Можно сказать, что вот эта «ковка характера» началась еще с сельского труда, даже с учебы в школе (каждый день пешком 3 км туда и обратно!). А продолжилась в комсомольской деятельности. Позади школа, теперь уже — Кузнецкий металлургический техникум. Практику студенты проходили на Кузнецком металлургическом комбинате, в мартеновском цехе.

Будучи студентом техникума, поступил на подготовительные курсы в институт. Учиться Ивану хотелось очень! И уже через год работы на металлургическом комбинате поступил в Магнитогорский металлургический институт, причем на дневное отделение. Специализация — «Сталеплавильное производство». Попал в экспериментальную группу — все ребята были с производства.

И вот институт уже позади. На руках диплом о высшем образовании и распределение на Сулинский металлургический завод. 25  апреля 1964 года начался отсчет работы молодого специалиста на этом предприятии. Сначала — помощник мастера мартеновского цеха. Но уже с июня он — мастер. А в ноябре 1967 года его назначили начальником смены. 

Активный комсомолец Шурбин и на заводе продолжил общественную деятельность. В 1966-1967 годах он — освобожденный секретарь завкома комсомола. С 1973 по 1975 гг. — заместитель секретаря парткома (выборная освобожденная должность). С 1975 по 1985 гг. заведует промышленно-транспортным, а затем  организационным отделом, становится 2-м секретарем горкома партии. С 1985 по 1987 гг. Иван Петрович — на должности заместителя главного инженера, начальника цеха железного порошка №2. С 1987 года по 31 декабря 2012-го — технический инспектор труда ЦК горно-металлургического профсоюза России, заместитель председателя Ростовского обкома профсоюза металлургов.

Это что касается рабочего и общественного пути, интересного, всеобъемлющего. А вот с чего все начиналось, так это с первых учителей, наставников молодого и очень активного выпускника ВУЗа. Это Владимир Иванович Булахов, Георгий Демьянович Егоров — оба почетные металлурги. А также Александр Степанович Викулов (мы писали о нем в №27 от 12 июля), уже полтора года работавший мастером цеха и тоже приехавший с Урала (кстати, Александр Степанович также вспоминал Шурбина). Так что уральцы очень и очень прижились на сулинской земле.

Начальником цеха тогда был Виктор Михайлович Лысенко. Заместителем — Василий Трофимович Юров. С Юровым и Викуловым Иван Петрович работал долгие годы.

Запомнилась Шурбину  одна плавка — «Плавка дружбы». Велась она в день празднования 100-летнего юбилея завода, в начале октября 1972 года. Ее вели три сталевара из разных городов: Валентин Першин от Сулина, Михаил Розин от мартеновского цеха Таганрогского металлургического завода и Алексей Власов от «Сараканайсметаллург» из Лиепаи.

— Была реальная дружба между заводами, цехами. Между мартеновским цехом СМЗ и металлургическим цехом №1 таганрогского завода был договор о соцсоревновании. Проводились встречи, подводились итоги. Потом, после «Плавки дружбы», было торжественное собрание во Дворце культуры металлургов. На сцене все в алых лентах докладывали о результатах. Присутствовал начальник главка «Союзспецстали» (Москва, Министерство черной металлургии). Первый секретарь обкома партии (Ростов) вручил заводу орден Трудового Красного Знамени, — рассказывает Иван Петрович.

Вспомнил он цех железного порошка №2, первая очередь которого вошла в строй 31 декабря 1985 года. Производство  было абсолютно новым. Не только рабочим, но и инженерным кадрам пришлось учиться буквально с нуля. Был совершенно другой технологический процесс. Работали вместе с Вячеславом Семеновичем Щербиной, Валерием Евгеньевичем Гретченко. Гретченко — кандидат технических наук. Еще до строительства цеха железного порошка выезжал с группой специалистов в Германию на стажировку.    В мае 1987 г. цех был сдан в строй полностью (и 1-я, и 2-я очередь). Все это теперь в далеком прошлом. Нет цеха, нет завода…

— Как жаль, что эту продукцию мы стали получать потом в основном из-за рубежа, — вот так подытожил наш разговор Иван Петрович Шурбин.

Пользуясь случаем, он поздравляет всех металлургов нашего района с их профессиональным праздником.

Лидия Егорова. Фото Людмилы Кравченко и из архива И.П. Шурбина.








Красносулинский вестник
Добавить комментарий