Чем для нас, обычных пассажиров, является железная дорога? Просто один из видов транспорта. Гораздо более дешевый, чем авиа, и гораздо более спокойный, чем автомобильный, когда водителю необходимо быть в напряжении длительное время. А здесь лежишь себе на верхней полочке, смотришь на пролетающие мимо деревья, дома, необозримые просторы полей — и так хорошо на душе! Да еще и перестук колес на рельсах добавляет релакса. И совсем не думаешь о том, что весь этот комфорт достигается людьми, которые называют себя железнодорожниками. 6 августа их профессиональный день.
А мы сегодня расскажем вам о женщине, которая всю свою трудовую жизнь посвятила именно этой профессии. Это Вера Ивановна Каскеевич.
Родилась она в 1940 году. Но вот по документам это январь 1941 года. Семья была многодетной. Из девятерых детей остались семеро (двое умерли во младенчестве). И жизнь сразу же внесла трагедию в семью. Шла война, отца немцы увезли в Новошахтинск и там расстреляли. А жизнь ее родителей и до этого не баловала: оба были сиротами, мама к тому же неграмотной.
И все-таки Вера окончила полный школьный курс (за это время прошла 4 школы). Аттестат получала в вечерней: нужно было зарабатывать на жизнь. Жили в районе шахты №3. Сначала на ул. Огородней, а с 55 лет — на Целинной. Еще в 9 классе поступила работать на станцию Лесостепь. Вот как она рассказывает о том времени:
— В 5 утра ехала на станцию Сулин, добиралась электричкой до Лесостепи. Приняли оператором, но реально на должность оператора заступила через месяц, когда сдала экзамены в Ростове. Уезжала из дома, когда еще было темно. И возвращалась (не домой, а на занятия в вечернюю школу, которая тогда была в районе железнодорожной больницы), когда уже было темно. Меня не ругали: понимали, что тяжело. Честно признаться, на занятиях была редко, но двоечницей не была. Приходилось учиться самой.
Вера Ивановна рассказала об интересном факте. Здания станции тогда не было. Стоял вагончик, который делился на три части: в одной располагался начальник, в средней — операторы, а третья часть служила чем-то вроде зала ожидания.
Год-полтора работы на станции, получение аттестата в вечерней школе. А далее — год учебы в Ростовском профтехучилище №3, Ростовский железнодорожный техникум, на который ушло три с половиной года (специальность — «Эксплуатация железных дорог»). Проучившись 10 месяцев, пошла работать, перейдя на очно-заочное обучение. Теперь это был прессовый цех (цех холодной штамповки) на «Ростсельмаше». Цех огромный, работников более 1000 человек.
Вера Ивановна вспоминает:
— Работала я штамповщицей. Меня уважали, избрали депутатом городского Совета Ростова-на-Дону. К Ростову прикипела, вышла замуж по любви за Владимира Ткачева. Уже и на очереди на квартиру стояли. Но у мужа, который был красносулинцем (отца его тоже расстреляли вместе с отцом Веры в Новошахтинске), осталась пожилая мать, требовавшая ухода. Нужно было вернуться в Сулин.
Вера Ивановна говорит:
— Я была настроена на Ростов и жалела, что пришлось уехать.
А в Красном Сулине сразу вместе с мужем устроились на железнодорожную станцию. Причем оба — дежурными по станции. Шел 1964 год. Веру помнили: практику она проходила именно здесь. Работать в одной смене супругам не разрешали, и Вере пришлось перейти в товарную контору грузового цеха.
Еще один интересный факт. На тот момент на железнодорожной станции было три цеха: цех ДС (дежурные по станции, операторы, техническая контора, составители бригад), пассажирский цех (билетные кассиры, подменная площадка, кассиры на станции, дежурные по вокзалу) и грузовой цех.
Вера Ивановна рассказывает:
— Я очень благодарна всем, кто помог мне в начале трудовой деятельности. Это участница войны Лидия Николаевна Капаева. Она была заведующей грузовым двором. Замечательный работник, очень справедливый. Она стала моим наставником.
Добрые воспоминания сохранились о Лидии Васильевне Кравчук, Нине Петровне Левиной, Вере Михайловне Савичевой. Помнит она и начальников станции. Это Владимир Александрович Скребицкий, принимавший ее на работу и сменивший его в 1964 году Анатолий Иванович Пилипенко.
Все время, вплоть до пенсии, работала в этом цехе. Вся отчетность проходила через ее руки. Сколько отгружено, сколько прибыло… А грузили тогда уголь, черный металл, кокс, прокат, катанку… Работали с такими предприятиями, как щебзавод МПС, ЖБИ-1, ЖБИ-80, Н-ГРЭС, ЗМИ, ПМК-93, ЗМК.
Была на станции очень большая парторганизация, было много участников войны, а Вера Ивановна была в ней парторгом. Так получилось, что партийная деятельность приходилась на время между декретами. На пенсию она ушла с должности старшей приемосдатчицы.
Вера Ивановна из плеяды людей, рожденных до войны. Много переживших, много испытавших и получивших закалку на всю оставшуюся жизнь. На пенсии не усидела. Устроилась в ДШИ №1. Работала сначала техничкой, а затем сторожем.
Сейчас у Веры Ивановны две дочери, внук и внучка, а также правнук и правнучка. А Вера Ивановна, несмотря на почтенный возраст, старается жить сегодняшней жизнью, не отставая от нее.
Лидия Егорова. Фото из архива В.И. Каскеевич.