Шахтерская династия
Николай Петрович Кряжевский из династии шахтеров. Верен он шахтерскому труду более 28 лет.
Любовь к профессии перешла от отца, который всю свою жизнь был связан с шахтерским трудом. Сначала был директором шахты в г. Гуково, а потом на шахте «Аютинская» начальником участка. Брат Николая Петровича тоже был шахтером.
Родился Николай в г. Шахты, там же окончил ГПУ-34, выбрав специальность электрослесаря- наладчика 4 разряда. Учился 4 года, 9 месяцев был на практике.
Первым местом работы стала шахта «Юбилейная», на которую он пришел в 20 лет. Это было в 1974 году. Верен ей оставался вплоть до ее закрытия — по 2002 год. Проработал он здесь два года, и пришла пора выполнить свой гражданский долг — в 1976 году его призвали в армию. Отслужив, опять вернулся на шахту. Поработав немного, обучившись, перешел в ГРОЗы.
Жизнь стала налаживаться, получал хорошую зарплату, благодаря чему появились машина, квартира, гараж. Можно было поправить свое здоровье в санатории, поехать отдохнуть на море.
Поинтересовалась я у Николая Петровича, страшно ли было опускаться в шахту. На что он ответил: «Я хоть и молодой был, но все-таки волнение присутствовало. Ну, а потом смотрел на своих товарищей, которых в бригаде было 18 человек. Они были примером. Со временем все действия стали привычными».
12 часов под землей
В работе Николай был ответственным, исполнительным, сообразительным, как говорят, на хорошем счету. От замдиректора ему поступило предложение самостоятельно набрать бригаду и стать во главе, чтобы заниматься резкой печей. Образовалась бригада из 16 человек, и началась упорная, трудоемкая работа.
Коллектив ставил рекорды по выполнению этого задания. Мой собеседник утверждает: «Никто в объединении «Ростовуголь» такими темпами не работал. Представьте себе, печь длиной в 220 метров, шириной 4 метра.
Мы в смену проходили по три метра. Сложная работа, температура плюс 400С. Все время работали в респираторах, в которых постоянно забивался фильтр. По 10 литров воды носил каждый с собой. Смена длилась вообще 6 часов, а мы до 12 часов находились под землей».
Так одной дружной командой они работали долгое время. Все были профессионалы своего дела. 19 лет Николай Петрович проработал на резке печей, потом шахту поставили на реконструкцию, и им всем пришлось временно перейти на шахту «Замчаловская». По прошествии двух месяцев вернулись обратно. Казалось бы, реконструкция прошла нормально, все было готово к работе, а тут вышел указ о закрытии шахт, поскольку их считали нерентабельными.
Так в 2002 году закончилась шахтерская деятельность Н.П. Кряжевского.
За годы работы на шахте был отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами, а также удостоен почетного знака «Шахтерская слава» трех степеней.
Но не в характере героя моего повествования сидеть сложа руки. Еще полон энергии, он вместе с коллегами искал себе применение. Уехали в Адыгею на восстановительные работы домов после наводнения. Николай Петрович, смеясь, рассказывает, что на вопрос при приеме на работу: «Какая у вас профессия?» ответил: «Я ничего, кроме, как добывать уголь, не умею». Но научился и строить, и ремонтировать. Были и другие стройки, карьер, работал и в охране.
Семья всегда рядом
Жена настаивала оставить работу, пора уже и отдохнуть. Вместе с Тамарой Степановной они дружно живут. В этом году у них юбилей — 45-летие совместной жизни. Они окружают друг друга заботой и вниманием. Кстати, причиной его переезда в Красный Сулин стало знакомство с будущей женой. Познакомились по переписке и через два месяца поженились. Воспитали двоих детей, у которых все в жизни сложилось хорошо.
На заслуженном отдыхе Николаю Петровичу есть чем заняться. Вместе с женой они часто бывают у тещи. У нее свой дом. Женщина в возрасте, ей нужно помочь, тем более, что придомовой участок большой, требуется уход за растительностью. А перед самым праздником они с Тамарой Степановной вернулись с отдыха. Наслаждались свежим воздухом и природой в Семикаракорске на базе отдыха. Взяли за правило приезжать сюда каждый год. Как говорит Николай Петрович, настало время и для себя пожить, тем более машина под рукой. Его ласточка — автомобиль «Лада Гранта» — не подводит. Но все же Николай Петрович мечтает сменить ее на более новую.
Не нарадуется дедушка своим внукам. Большое дело — есть продолжение рода. Максим играет в футбол за «Нику», учится в спортшколе пос. Горный. В молодости Николая Петровича тоже интересовал футбол, а сын Денис играл за «Металлург».
Было время…
Сегодня ветеран труда часто вспоминает то время, как дружно они жили. Бригада была замечательная, вместе собирались отдыхать, интересно проводили время. Перебирает в памяти разные события, не забыл коллег — Виктора Стрельцова, Валерия Аниськина и многих других. И тех, кого уже сегодня нет.
— Я считаю, что тот, кто стал шахтером, уже герой. Не каждый может работать помногу часов под землей, в темноте, воде, пыли…
Николай Петрович говорит, что на коленях за свою трудовую деятельность прополз от Красного Сулина до Москвы. И, действительно, посчитайте: 220 метров печь, а он по ней проползал по 5-6 раз за смену, и умножьте на количество смен. Так и есть!
По жизни Николай Петрович Кряжевский — оптимист. Всякое бывало, но никогда не отчаивался, у него характер — кремень, а главное — рядом близкие люди, которые любят и ценят его.
Людмила Кравченко.
Фото автора и из архива Н.П. Кряжевского.