Сразу скажу, что материал этот был написан четыре года назад. А недавно наткнулась на него в своем компьютере и подумала: жизнь только обострила ситуацию. Вот и предлагаю вам свои «мысли вслух» как актуальность нынешнего времени.
Недавно на одном из каналов телевидения шла передача о среднем классе в России. И смотреть-то ее не собиралась, хотя канал неплохой. Но разговор пошел интересный. Да и интервью с гражданами на улицах и в квартирах заставили это сделать.
Эксперты, приглашенные в студию, — женщины, профессора, хорошо разбирающиеся в области заявленной темы. Разговор аккуратный, без «пены», как это часто бывает при отстаивании своей позиции. Но вот дошло дело до интервью, и, честно говоря, не знала, грустить или смеяться.
Сразу осознаешь, что с самоидентификацией, то есть причислением себя к среднему классу, у нас как-то не очень хорошо. Варьируется эта самоидентификация, и, надо сказать, в очень больших пределах. Нет у нас четкого определения среднего класса.
В одном из сюжетов показали молодого человека с доходом в 150 тысяч рублей, живущего вместе с женой и маленьким ребенком на съемной квартире. Было ясно, что пока в семье он единственный добытчик. Но при этом мечтает о приобретении своего жилья стоимостью от 7 до 15 миллионов. В другом сюжете — пока ничего не имеющий, кроме 15 тысяч в месяц, юный горожанин. И оба, по их мнению, из «среднего класса».
Когда видишь подобные материалы, сразу начинаешь думать о том, к какому классу относитесь ты сам, твои близкие, знакомые. Решила поинтересоваться.
Вот живой пример близких мне людей. Муж с женой. Дети давно выросли, определены. Сами на пенсии, но работать продолжают. Говорят, что зарплата плюс пенсия просто помогают поехать отдохнуть в пределах страны, проведать детей и внуков, живущих в других регионах, принимать их у себя дома, иметь свое жилье и машину. К среднему классу никогда себя не причисляли, считая, что это уже совсем другой уровень.
А вот опрос молодежи показал, что они себя позиционируют иначе, так же, как молодые люди из видеосюжета. Надо сказать, что в по-следнее время тема среднего класса как-то очень активно стала обсуждаться. С чем это связано, сказать сложно. Вспоминают и Еврипида, и Аристотеля с их записями на эту тему: «Та из трех частей, что в середине» (это о нем, о среднем классе). Рассказывают о среднем классе за рубежом. А это прежде всего довольно значительный процент по отношению к другим слоям населения: в среднем — 50-70.В Дании, Норвегии и Нидерландах на момент исследования в 2010 году он доходил до 79-80. Численность среднего класса в США тоже больше остальных двух прослоек (богатых и бедных), вместе взятых. Кстати, это еще и главный электорат в предвыборной кампании.
Что у нас? В 2008 году процент населения, относящегося к среднему классу в России, составлял следующую цифру – 17. В 2012, 2013 был пик — 18%. В 2018 — всего-навсего 7. К среднему классу в нашей стране принято причислять тех, кто имеет высшее образование, заработок от 50 тысяч рублей в месяц, возможность приобретения машины и квартиры в кредит, а также покупки бытовой техники на свои сбережения. Но вот что меня поразило больше всего, что заставило взяться за написание этого материала. Нигде, ни в какой передаче, публикации, ни в какой беседе, спорах не звучала мысль о том, что ведь именно средний класс в любой стране является поставщиком ее элиты. Великих ученых, великих музыкантов, великих художников…
Нет. Только количество условных единиц, наличие квартир, дач, машин. Грустно…
Может, потому, что размыто, вернее, смещено понятие элиты? К сожалению, частенько элита в современном мире — это те, кто может, не стесняясь, выложить немыслимые по безнравственности фото в соцсетях, те, кто гоняет по паркам на «гелентвагенах», те, кто водит киносъемочные группы по своим многочисленным домам, утопающим в роскоши…
Может быть, я и не права, но мне кажется, что средний класс и настоящая, приносящая гордость стране элита — понятия неразделимые. Можно вспомнить имена и тех, кто достиг профессиональных вершин в жизни, достойного финансового положения, не будучи изначально «средним классом». А вот об олигархах, увы, только: «пятое или десятое место в списках Форбс», «перевод денег в оффшоры», «бегство из страны»…
Думается, что сейчас пришло время ставить сдвинутые некогда понятия на свое место (кстати, выработанное веками). Считается, что средний класс — это та прослойка общества, которая дает социальную, экономическую, политическую стабильность общества. Не спорю.
Просто хочу добавить: средний класс дает элиту. Тех, кто движет нашу жизнь еще и в культурном, духовном направлении. Он дает людей, на которых просто хочется равняться.
Лидия Егорова.