Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны — это граждане, кому сегодня от 74 до 91, кто во времена военного лихолетья наравне с родителями мужественно переносили голод, тяготы и лишения, жили под оккупацией, работали на оборонных заводах и в колхозах, а повзрослев, поднимали из руин нашу страну.
По статистике, Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. — солдаты, остальные — гражданское население: старики, женщины, дети. Оставшимся в живых детям война искалечила судьбы, отняла детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, зачастую натерпелись не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали их взрослыми, воспитав недетскую силу духа и смелость. Одни сбегали из дома на фронт и воевали наравне со взрослыми. Другие оставались дома и терпели страшные лишения в оккупации. Третьи вставали у станков, заменив взрослых, создавая все то, что было необходимо фронту. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали свой маленький подвиг. А затем, после Победы, участвовали в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, строили города и заводы, прорывались в космос, создавали ядерный щит страны.
Как это было…
Военное детство красносулинцев — в проекте «Дети войны, вы детства не знали…» Городского центра внешкольной работы «Досуг».
Большую поисково-исследовательскую работу по сбору воспоминаний живых свидетелей войны в п. Сулин провели ученица 10 класса школы №10 из детского объединения «Bella Italia» ГЦВР «Досуг» Карина Ляшенко и ее руководитель Л.Н. Горбачева. Помощь в поиске героев нашего проекта оказала Л.А. Бурдюгова — заведующая библиотекой №2 им. А. Сулина.
Вашему вниманию, дорогие читатели, предлагаем очерки по воспоминаниям детей войны о том, как они жили, о чем думали и мечтали. Кроме всего прочего, Карина инициировала сбор подписей в поддержку обращения к Законодательному собранию Ростовской области о принятии законопроекта «Дети войны». Важность принятия этого закона заключается не только в том, чтобы оказывать дополнительную материальную помощь этой категории пожилых людей, но и в том, что они являются живыми свидетелями той ужасной войны, свидетелями настоящей исторической правды, которую целый ряд стран сейчас пытается переписать.
Хорошаева Вера Ивановна (1940 года рождения)
Когда началась война, я была совсем крохой. Мама была неграмотной. Отец работал на железной дороге. Нас у родителей было пятеро — два брата и три сестры. Во время оккупации обе сестры и старший брат были схвачены немцами и помещены сначала на территорию вокзала в пакгауз, который охранялся собаками, а затем угнаны в Германию. Везли их в вагонах для перевозки скота, а в Германии они были помещены в концлагерь: брат не вернулся — погиб, по словам очевидцев, был сожжен в печи.
По рассказам сестер, им пришлось пережить страшный период, например, еду приходилось добывать из пищевых отходов. Попали они в зону освобождения американцев, первое время содержались в карантине. Из близких родственников никто не воевал, но мой отец был во время оккупации расстрелян немцами 28 января 1943 г. вместе с 20 сулинцами, среди которых были отец и сын Пикаловы. В основном это были комсомольцы и те, кто не захотел сотрудничать с немцами. Сначала их держали в подвале здания по улице Металлургов (старое здание милиции). Затем перевезли в район Новошахтинска, где и расстреляли. Всего в этом месте фашисты убили около 5000 наших сограждан из различных мест Ростовской области и Краснодарского края.
Сразу после освобождения г. Новошахтинска, где-то в марте-апреле 1943 г. состоялось перезахоронение жертв. Моего отца смогли опознать только по одежде, лица у всех расстрелянных были обезображены разрывными пулями. Перед отступлением советских войск на территории нашего двора, в летней кухне размещался пункт первичной обработки раненых во главе с врачом Нестором Ивановичем. Фамилии не помню. Со слов моей знакомой Н.Д. Лымарь (1929 года рождения), перед приходом немцев в Сулин ими был высажен десант в районе Горненского леса, в результате возникла паника среди красноармейцев, началось их бегство. Все они были расстреляны немецкими штурмовиками и захоронены местным населением в районе 8-го километра.
Перед отступлением наши войска взломали дорожное полотно. Об освобождении и приходе советских войск узнала со слов младшего брата, который кричал: «Мама, мама, наши пришли!». Мама заплакала и сказала: «А наши уже никогда не придут». Первыми появились разведчики в белых маскировочных костюмах. Мы бегали детьми на территорию нынешней 10-й школы и вокзала смотреть на наших солдат. Они были очень уставшие, люди выходили, встречали их.
Пережить войну помогли послушание, трудолюбие и дружба. В школу я пошла в колхозе «Путь к коммунизму», так как в сулинской семилетке классы были переполнены. Первая учительница — Калашникова. Классы были разновозрастные, сидели дети 1935-1937 годов рождения. Учебников в школе на всех не хватало, один учебник распределяли на несколько человек. Не хватало и учителей, поэтому один преподаватель вел уроки в нескольких классах одновременно. Школа работала в две смены. Помещений также не хватало, поэтому в одной комнате сидели несколько классов.
После окончания школы хотела выучиться на швею в Краснодоне, но у мамы не было на это возможности, поэтому я сразу пошла работать. Сначала на железную дорогу. Первым местом работы была станция Лесостепь — ученицей оператора, затем продолжила работу на заводе «Ростсельмаш» и одновременно заочно училась в железнодорожном техникуме. В этот период была депутатом горсовета Ростова. После окончания техникума продолжила работать на станции Сулин подменным дежурным. В этот период вышла замуж. Вырастила дочь. Всего на станции проработала 38 лет. Имею грамоты за труд. Являюсь ветераном труда.
Горбачев Николай Трофимович (1935 года рождения)
Когда началась война, мне было 6 лет. Меня с младшим братом Лешей воспитывали дедушка Митрофан Кравцов и бабушка, так как еще перед войной мы остались сиротами. Мама Вера умерла после возвращения из лагерей, где подорвала свое здоровье, отец Трофим умер от малярии. Дедушка относился к зажиточным казакам, он еще в период коллективизации отдал добровольно все свое хозяйство в колхоз, избежав репрессий. Но сохранил хозяйственную жилку, поэтому даже во время войны выращивал на огородах все что можно. Дал нам возможность с братом выжить. Помню, что он был очень умным и грамотным. Когда я пошел в школу, он часто помогал мне решать задачки.
Начало войны мне запомнилось с бегства красноармейцев, которые поддались панике и бежали по ул. Огородной в степь. Мы с братом наблюдали это из-за каменного забора. Потом налетели немецкие самолеты и всех постреляли. Другой случай, который остался в памяти: немцы ведут нашего солдата с поднятыми руками. Из дома выходит офицер, стоит на ступеньках, ждет. Подводят плененного солдата, и он взрывает гранату. В доме у дедушки с бабушкой был на постое немецкий офицер. Он имел собаку и периодически развлекался так: намазывал кусок хлеба чем-то сладким и говорил: «Ком, киндер!» и протягивал хлеб мне, но как только я тоже протягивал руку, бросал хлеб собаке и смеялся. Еще помнятся бомбежки. Мы прятались в лопухах. Все время хотелось есть.
Помню послевоенные продуктовые карточки и сдобные булочки, которые выдавали в школе. В школу я пошел уже в 9 лет. Помню, при школе была библиотека, где я всегда брал книги. Читал много, запоем. Даже когда полол огород или еще какое-то поручение выполнял, всегда за ремнем у меня была книга, которую я доставал и читал тут же, как только выпадала минута отдыха. Мечтал стать моряком и после окончания семилетки в п. Сулин отправил документы в Ростовскую мореходку, но не дождался ответа, его долго не было, и пошел в ремесленное училище в г. Новочеркасск, а когда все же вызов из мореходки пришел, меня не отпустили. Директор училища сказал: «Стране сейчас нужны рабочие руки». После училища работал на заводе в Хотунках, а потом был отправлен по комсомольской путевке на освоение целины. Женился. Вместе с семьей поехал в 1963 году на о. Сахалин, там работал, сначала в лесной промышленности, потом в животноводческой. В 1975 году вернулся с семьей в Сулин и до пенсии работал на шахте №3 проходчиком. Вместе с женой Антониной Антоновной воспитали четверых детей. Являюсь ветераном труда, имею грамоты за труд.