Активисты музея Комиссаровской школы и их наставники организовали памятное мероприятие, которое состоялось у мемориала «Двенадцать». Он установлен в память о подпольщиках, расстрелянных оккупантами.
Советские воины освободили поселки Чичерино и Розет, хутора Лихой, Комиссаровку и Тацин 13 февраля 1943 года. С 12 подпольщиками фашисты расправились за три месяца до этой даты.
Фронт был в сотне километров от Лихой. На подступах к Сталинграду уже разворачивалась великая битва, когда к концу августа сорок второго года в поселке шахты имени Чичерина, в хуторах Тацин и Комиссаровка возникли две подпольные группы — молодежная, которой руководил старший лейтенант Алексей Рыжков, и шахтерская, в которой тон задавали коммунисты — горный мастер Егор Пахомович Гончаров и начальник ОРСа Григорий Николаевич Абакумов. Связной между группами была комсомолка, бывшая медсестра Вера Борисова. На счету этих героев было много славных дел.
В местном партизанском отряде существовало несколько боевых групп. Перед каждой стояла конкретная задача. Так, одна из групп имела на своем вооружении пулемет и ручные гранаты. Она вела постоянное наблюдение за немецкими штабами, уничтожала телефонную связь между ними. Другая группа занималась подрывной работой на железной дороге. Ею был взорван железнодорожный мост на перегоне станции Замчалово.
На станции Лихая члены группы с помощью сигнальных ракет наводили советские самолеты для бомбежки вражеских эшелонов и других объектов, и бомбы с наших самолетов попадали точно в цель.
Подпольщик Саша Нефедов собрал трехламповый радиоприемник, и по ночам они с Клавой Жильцовой слушали последние сводки с фронта, объясняли односельчанам истинное положение дел. Саша Нефедов собрал печатный станок и начал печатать листовки, которые распространялись среди местного населения.
Одну из боевых групп подпольной организации возглавлял офицер Красной Армии Борис Байша, оказавшийся в окружении. Его группа в октябре 1942 года совершила вооруженный налет на немецкую охрану лагеря советских военнопленных под хутором Волченским. В результате этой операции были освобождены около тысячи узников.
Немцы неоднократно пытались начать добычу угля на чичеринской шахте. Уголь в те годы был ценен особенно. Он не только был нужен для отопления помещений, но и необходим как топливо для паровозов. Уголь в то время войны был стратегическим сырьем. Однако подпольщики сделали все, чтобы не допустить работу шахты: выводили из строя горное оборудование в забоях, обрушивали кровлю в выработках.
Ответственную операцию чичеринская организация собиралась провести к 7 ноября 1942 года. Не удалось. Последовал донос в гестапо. Сразу же начались облавы и аресты членов партии и комсомольцев, которые состояли в подпольной организации.
Первым был арестован Борис Семенович Байша. Он отстреливался, но силы были неравны, и Байша был схвачен. Его доставили в гестапо в Комиссаровке. Позже были арестованы и другие патриоты. Их пытали сначала в гестапо поселка Лиховского, затем в Каменске.
Ночью 10 ноября 1942 года 12 подпольщиков из поселка имени Чичерина и хуторов Тацин и Комиссаровка на пустыре за городом Каменском были расстреляны БОРИС БАЙША, ВАСИЛИЙ БАЦМАН, ВЕРА БОРИСОВА, АННА БОЙЧЕНКО, ЕГОР и ГРИГОРИЙ ГОНЧАРОВЫ, ИВАН ДЗЮБЕНКО, КЛАВДИЯ ЖИЛЬЦОВА, АЛЕКСАНДР НЕФЕДОВ, АЛЕКСЕЙ РЫШКОВ, ПОЛИНА и НИНА СУРНИНЫ.
В 1967 году рядом с Чичеринской школой была установлена стела в память о двенадцати подпольщиках, отдавших свою жизнь во имя великой Победы. В музее Комиссаровской школы действует постоянная экспозиция, посвященная героям Великой Отечественной войны. Память о подвигах вечно хранится в сердцах их земляков…
Завершилось мероприятие торжественным возложением цветов и венков к мемориалу.
Елена Перепелкина, руководитель школьного музея.