Нет сомнения в том, что музеи в образовательных учреждениях помогают педагогам решить многие вопросы воспитания и образования. Музейная педагогика направлена на поиск духовных и исторических корней своего народа. С помощью своих экспонатов, неподдельной духовности, нравственности, с помощью своей неповторимой атмосферы музей овладевает душой ребенка.
Деятельность музея преследуют одну цель: создать такое ценностно-образовательно-воспитательное пространство, которое будет формировать в ребенке самоуважение, историческое сознание, нравственность, духовность и патриотизм.
Каждый экспонат музея прошел через многие руки. Каждый расскажет о многом, надо только к нему прислушаться. Он таит в себе кусочек истории.
Так, рассказывая о рушниках (утиральниках, так называют на Дону), юные экскурсоводы музея переносят нас в далекое прошлое. Каждая девушка должна была вышить к свадьбе 40 рушников (почему 40?), а самый красивый — жениху, на котором два голубя, символ верности и мира.
В музее ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творческого коллективного труда.
Ребятам многое надо сделать: собрать материал, написать сценарий, подготовить атрибуты, оформить зал, пригласить гостей, подготовить концертные номера, костюмы, подобрать народные игры и забавы. После таких мероприятий они начинают понимать, что главными чертами русского человека было и есть трудолюбие, общение, щедрость, веселая шутка, бережное отношение к культурному наследию своих предков.
Значимым музейным уроком является «Семейная реликвия». Здесь очень четко прослеживается связь поколений. Дети с гордостью рассказывают о своих бабушках, дедушках – героях, с особым трепетом представляя их ордена, медали, вспоминая их рассказы о подвигах, которые они совершили в годы войны и в мирное время.
Традиционными формами деятельности музея являются «Встречи поколений», походы к памятным и историческим местам, визиты почета к ветеранам войны и труженикам тыла, экскурсии по военной экспозиции музея и по истории освобождения города от немецкой оккупации, а также исследовательская деятельность учащихся по материалам поисковых экспедиций.
Еще одна из форм деятельности музея — этнокультурная экспедиция, где ребенок, кроме информации, приобретает навыки исследовательской работы и предпрофессиональной деятельности, учится общению.
Ребята учатся не только создавать исследовательский проект, но и профессионально его представить: артистизму, четкости, ораторскому искусству, умению держаться перед аудиторией.
Исследовательская деятельность становится той повседневной работой, во время которой ребята на собственном опыте постигают непреходящую значимость истории своего народа, Отечества, своей малой родины.
Слово занимает особое место в музейной практике, ведь народная память заключается в музейном слове, которое связывает предмет с окружающим миром. Юные экскурсоводы проводят экскурсии по экспозициям музея. Этому предшествует кропотливая работа: подбор информации для данной экспозиции, работа с литературными источниками, встречи со старожилами города, составление текста экскурсий, умение четко, артистично, понятным языком донести информацию.
Все музеи отражают разные исторические эпохи, но служат единой цели: воспитанию лучших черт, духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств. Надо признать, что само по себе посещение музея мало что дает. Необходимо, чтобы увиденное стало достоянием души и человек задумался над тем, какой след он может оставить.
С помощью средств музейной педагогики мы протягиваем невидимую ниточку из прошлого в будущее, шаг за шагом бережно исследуя пространство и время.
Зинаида Рудь, педагог ГЦВР «Досуг».