С 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка — новый формат хорошо знакомого всем работающим гражданам документа. В связи с этим поступают различные вопросы от наших жителей, например: сохранится ли привычная бумажная версия документа, появится ли новый вид отчетности в Пенсионный фонд для работодателей, есть ли гарантии, что все оцифрованные данные будут надежно защищены.
Об этом мы беседуем с начальником Управления ПФР в г. Красный Сулин РО (межрайонного) Виктором Горгулевским.
— Виктор Александрович, можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?
— Да, конечно, можно. Необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной. Если работник не подаст никакого заявления до 31 декабря 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
— В каком случае нельзя будет сохранить бумажную трудовую книжку?
— Если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
— В течение какого периода работодателю будет необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?
— С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан работодатели должны представлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа (если в истекшем месяце происходили кадровые изменения).
С 2021 года в случае приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, который является основанием для приема на работу или увольнения.
— Чем защищены базы данных ПФР? Какие гарантии, что данные будут защищены?
— Информационная система ПФР аттестована как система учёта и обработки персональных данных высокого уровня и соответствует всем требованиям в области защиты информации. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.
— Виктор Александрович, каким образом работодатель будет направлять сведения о трудовой деятельности сотрудников в Пенсионный фонд?
— Аналогично другой отчетности в ПФР по электронным каналам связи.
— Можно ли будет получить сведения из электронной трудовой книжки и каким образом?
— Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на Портале госуслуг.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:
— работодателю (по последнему месту работы);
— в территориальном органе Пенсионного фонда;
— в многофункциональном центре (МФЦ).
— Скажите, а в отличие от бумажной версии, какая еще информация будет содержаться в электронной трудовой книжке?
— По составу данных обе книжки идентичны.
— Если человек устраивается на работу, как предъявлять электронную трудовую книжку?
— Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью.
— А при увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?
— При увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки данные будут фиксироваться в ней.
— Виктор Александрович, можно ли вернуться к бумажной трудовой книжке, если ранее написано заявление о выборе электронного варианта?
— Если вами подано заявление о выборе электронной формы внесения сведений о трудовой деятельности, то бумажная трудовая книжка выдаётся работнику на руки, и далее информация предоставляется только в электронном виде. Возврат к ведению трудовой книжки на бумаге в этом случае не предусмотрен.
— Спасибо за подробные разъяснения.
Лариса Сыроваткина.