Наблюдаем за природой: куда ты делся, воробей?

Человек как вершина мироздания. Не думаю, что, выражая эту мысль, как-то искажу существующее в наших головах утверждение. Что греха таить, мы ведь считаем себя гораздо более развитыми по сравнению со всем остальным животным миром. Они там, где-то внизу горы, на вершине которой он, человек. Но когда начинаешь интересоваться миром животных, узнаешь о нем такие вещи, что диву даешься.

Сгенерировано нейросетьюОбщество

И приходит в голову интересная мысль: каждый вид живых существ на земле — это просто еще одна цивилизация.

Годы назад, когда у нашего учреждения «Досуг» еще стояли два огромных ветвистых дерева, по утрам можно было наблюдать интересную картину. Внезапно со всех сторон на эти деревья слетались крупные черные птицы. Самое интересное, что прилетали они в одно и то же время. Оно совпадало с началом рабочего дня у подавляющего населения города — 8 часов. Эта «туча» птиц рассаживалась на ветках и начинала бурно что-то обсуждать. Шум был еще тот! Честно говоря, это сообщество выглядело так, как выглядело бы собрание жильцов нескольких современных «человейников».

Судя по окраске и величине, это были галки. «Галки галдели» — вот так коротко можно было охарактеризовать происходившее. Понаслаждавшись крикливым общением, птицы так же мгновенно срывались с насиженных за короткое время мест и разлетались в разные стороны.

В одно и то же время, в одном и том же месте. Подлет огромного сообщества пернатых из разных и, судя по всему, далеких мест. И такой же мгновенный, как по щелчку, одновременный взмах крыльев для взлета. Как? Каким образом? И еще: что обсуждали?

А теперь о другом. Мы своими новыми технологиями, непродуманным вторжением в окружающее пространство меняем наш живой летающий, плавающий, ползающий мир.

Вы где-нибудь сейчас видели бабочек, стрекоз? Если бы мне годы назад сказали, что современные дети не будут их видеть в окружающем пространстве, не будут иметь представление о сачке для ловли бабочек, сочла бы говорящего за сумасшедшего. Но это время наступило. Бабочек и стрекоз в нашем городе не видно давно!

А вот теперь на наших просторах не стало видно и воробья…

И когда я попыталась узнать о нем побольше, поразилась тому, насколько эта птичка умна.

Невзрачный маленький воробышек при ближайшем рассмотрении оказался совсем непростым. Начнем с того, что эти птицы моногамны. За год воробьиная семья производит на свет от 2 до 7 поколений маленьких воробышков. И каждый раз в гнезде оказывается от 4 до 6 яиц. Да вот только ежегодная смертность этих птичек очень высока — до 65%. Природа одарила их жизнью в целых 20 лет. Но суровая действительность не дает им такого шанса. Всего 6 — максимум. Потому что это добыча для очень многих пернатых (и не только). Оказывается, на воробья охотятся белки. Из крупных пернатых — ястребы (это и понятно). Но синицы, которые по размерам чуть больше воробья! Да, и они тоже…

Удивило и другое: голуби, будучи крупными, их не едят, а только отгоняют, лишая найденного корма в виде брошенного кусочка хлеба. Ну и, конечно же, кошки!

Так чем же славен маленький воробушек? Вот что про него можно рассказать.

Замечено, что воробьи различают здоровую пшеницу от протравленной. Отравленную есть не станут.

Воруют из открытых мест питания (кафе, например) пакетики с сахаром. Выбирают машины, которые прошли большие расстояния (причем на большой скорости!), так как на этих машинах можно найти много прилипших мошек и склевать их. Подлетают, кстати, только на красный цвет светофора, когда машина стоит. Как только загорается зеленый — сразу взмах крыльями…

Еще вот что! Они подлетают к электронному сенсору открывания дверей и теребят его. После чего залетают в магазин. Такие случаи были замечены в Новой Зеландии.

А еще они могут воровать насекомых из паучьих сетей.

Странно то, что воробьи — вид оседлый, но распространены они по всему миру. Правда, заметно, что их становится все меньше в этом мире.

Дело в том, что домовой воробей (а речь сейчас идет о нем) всегда селился рядом с человеком. И если раньше дома строили с зазором кровли со всевозможными щелями, чердаками, то сейчас нет. А серая маленькая птичка любит селиться именно в таких местах, так что урбанизация вытесняет их из городов.

Что дает возможность воробью выживать, ведь весит он всего-навсего 30 граммов? Коллективный разум! Вот то, чему стоило бы поучиться человечеству.

Одному воробью выжить сложно. А вот стая — это мощь. Опасность ли, поиск пищи — все эти сведения передаются воробьиному сообществу. Смотришь, а на месте, где только что рассыпали крошки хлеба, уже не один-два едока, а 20-30.

Но это было… Где они, птахи, к которым очень привыкли, без которых стало как-то грустновато? Кто же появился на их месте? Кто вытеснил воробья из наших мест? Все чаще и больше в черте города видны стайки голубей. Но это все-таки естественное вытеснение.

А вот Китай в ХХ веке сделал все, чтобы уничтожить воробьев на своей территории. Тогдашнее руководство посчитало, что они наносят урон сельскому хозяйству, уменьшая урожай на полях. И… воробьям был объявлен настоящий бой. Причем бой на полное уничтожение.

Вся страна, от детей до стариков, занималась этим вопросом. Зная о том, что воробьи могут продержаться в полете всего 15-20 минут, им просто не давали сесть. Поэтому птахи через это время просто падали замертво. За первые три дня был уничтожен миллион птиц (кстати, «под каток» попали и другие мелкие птахи). За год — 2 млрд. С полей тушки воробьев вывозили грузовиками, наполненными доверху. В 1959 году урожай был просто небывалый. И пришло понимание того, что результат получен. Ура! Вот только понимание это было скоропалительным, потому что в 1960 году все поля были просто покрыты тлей и гусеницами. Погиб весь урожай. А результат всей этой затеи с воробьями страшный — 30 млн. населения умерли от голода. Это, пожалуй, одно из самых трагических вмешательств человека в природу.

И нам это нужно помнить. Помнить и делать выводы. Какие? Знать, где можно создавать что-то (крупное строительство, например), а где нельзя. Заповедных мест должно быть больше по площади. Не только беречь то, что имеем, но и приумножать. А главное — жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Ну, а воробей… Пусть он вернется!

Лидия Егорова. Фото автора. Иллюстрации сгенерированы нейросетью.

P.S.: А потом воробышков в Китай завозили. И ехали они на новое место жительства по железной дороге. Ехали из России в Поднебесную. Вот такая «сага о воробьях».

Красносулинский вестник
Добавить комментарий