Оперуполномоченный отдела уголовного розыска Алексей Николенко: «Мошенники не дремлют»

21 век ознаменовался для нас эпохой перемен. Причем, глобальных. А жить в эпоху перемен, ох, как непросто! IT-технологии не вошли, а ворвались в нашу жизнью, резко ее при этом изменив.

Общество

Сегодня в интервью с оперуполномоченным отдела уголовного розыска МО МВД России «Красносулинский» Алексеем Николенко мы беседуем на тему рисков, вызванных появлением новых технологий, связанных с мошенничеством.

— Алексей Анатольевич, где, на ваш взгляд кроются истоки для бурной деятельности мошенников в области IT-технологий?

— Дело в том, что все большее количество персональной информации помещают в информационные системы: посредством электронной почты пересылаются копии документов, удостоверяющих личность, на сервисы платежных систем направляются реквизиты банковских карт, в социальных сетях размещается информация о личной жизни, посредством мессенджеров передается иная конфиденциальная информация.

— Но сегодня идет увеличение количества мошеннических операций?

— За текущий период этого года – небольшой спад (61 преступление относительно 67 в 2024 году). Раскрыто 5 преступлений указанной категории. При этом сумма похищенных средств – 14 746 816 рублей.

— А были случаи, когда удавалось предотвратить хищение при попытке это сделать?

— Да, мошенники тогда пытались похитить сумму в размере 637 000 рублей.

— Кто в основном подвержен такому «нападению» на нашей территории? Обычно указывают пенсионеров.

— Не только пенсионеры. В этой категории и люди среднего возраста, вполне образованные.

— Алексей Анатольевич, какие способы используются чаще всего при совершении мошеннических действий?

— Актуально на сегодня следующее: предложение огромного заработка на различных торговых интернет-площадках, причем за короткий срок; сообщение о взломе личного кабинета Единого портала госуслуг; предлагают продлить срок действия договора использования услуг сотовой связи; приобрести, переустановить или проверить счетчики, фильтры, домофоны; сообщение о компенсационных выплатах; предложение записаться в электронную очередь различных организаций и учреждений.

— Годы назад были очень актуальны звонки с требованием денег за помощь родственникам, попавшим в беду. Как с этим сегодня?

— Актуальность никуда не делась. Такие ситуации по-прежнему имеют место быть.

— Алексей Анатольевич, каким образом обычный человек может уберечь себя от подобных вещей?

— Если гражданин принял входящий (незнакомый) звонок и начал разговор, то ему нужно четко выполнять определенные действия: немедленно прекратить разговор, если с входящего аудиозвонка в различных мессенджерах с незнакомого абонентского номера неизвестные лица пытаются убедить вас сообщить какую-либо информацию. Предлог при этом может быть любой. А вот вероятность того, что это мошенники, практически стопроцентна. Никогда и никому не сообщать свои персональные данные (серию и номер паспорта, номер СНИЛС, ИНН, номера банковских карт, различные коды, поступившие в смс-сообщениях).

— А какие меры предпринимаются сотрудниками полиции для профилактики вот таких мошеннических действий?

— Прежде всего, это информационная составляющая. Мы взаимодействуем с местными СМИ, включая «Красносулинский вестник», с руководителями банков и микрокредитных организаций.

Профилактическая информация размещена также на сайте межмуниципального отдела. За прошедший период этого года проведены беседы с жителями города (более 2000 человек). Раздаются памятки по этой тематике.

— Как работаете со школами в целях профилактики?

— Здесь прежде всего нужно разговаривать с родителями. Поэтому сотрудники отдела по делам несовершеннолетних совместно с представителями Управления образования проводят родительские собрания. На них обсуждают вопросы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых подростками именно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Печатную информацию с предупреждением о мошеннических действиях можно увидеть и на щитах для объявлений на многоквартирных домах и в магазинах.

В двух местах (торговый зал магазина «Магнит» по ул. Ворошилова, д.6, и в фойе ПАО «Сбербанк», расположенном по адресу: ул. Металлургов, 25) установлены информационные стенды «Стоп — мошенник».

— Алексей Анатольевич, профилактическая работа ведется. Но что же все-таки мешает повысить раскрываемость?

— Были проведены технические операции совместно с УУР ГУ МВД России по Ростовской области. В результате было установлено, что основная доля преступлений, связанных с использованием средств как мобильно связи, так и Интернета, совершена лицами, которые находятся не на нашей территории. Абонентские номера, IP-адреса, билинги, используемые мошенниками, зачастую обслуживаются серверами, находящимися на территории Украины или иных стран.

— Спасибо за интервью.

Лидия Егорова.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий