Правильное питание для школьников

От того, как питается человек, зависят качество его жизни, психологическое и эмоциональное состояние, развитие и правильное функционирование всех систем жизнедеятельности. Поэтому питание школьников должно быть не только вкусным, но и правильным, полезным, сбалансированным.

Образование

Что такое правильное питание?

— Это соблюдение режима питания.

— Правильное соотношение потребляемых калорий и энергозатрат.

— Употребление в необходимом количестве белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ.

— Разнообразие продуктов питания.

— Правильная обработка продуктов.

Режим питания должен соблюдаться строго.

Для учащихся общеобразовательных учреждений режим питания организуется с учетом занятий в первую и вторую смену.

Для занимающихся в первую смену рекомендуется 1-й завтрак (25% рациона) перед уходом в школу, 2-й (школьный) завтрак (15-20% рациона) в 11-12 часов, обед (35-40% рациона) по возвращении из школы в 15-16 часов и ужин (около 20% рациона) в 20 часов.

Для школьников второй смены 1-й завтрак организуется в 8 часов, обед — перед уходом в школу в 12-13 часов, горячий полдник в школе в 16 часов, ужин в 19-20 часов.

Учащиеся проводят в школе 4-6 часов. Длительный перерыв в приеме пищи неблагоприятно сказывается на работоспособности детей, их самочувствии, настроении, а также на состоянии пищеварительной функции организма. Поэтому школьники должны получать горячий завтрак, покрывающий их энергозатраты.

Режим питания должен предусматривать не менее 4 приемов пищи, причем 3 из них должны обязательно включать в себя горячее блюдо. Соблюдение правильного распределения суточного рациона: завтрак — 20-25% суточной калорийности, на долю обеда — 35-40%, полдника — 10-15%, ужина — 20-25%.

Суточная энергетическая калорийность должна составлять для детей 1-3 лет 1400 ккал, для детей 7-11 лет — 2350 ккал.

Питание обучающихся должно предусматривать использование определенных способов приготовления блюд, таких, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

Анемии, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь, кариес зубов, кишечные инфекции, инвазии и пищевые отравления, кишечный бактериоз, некоторые злокачественные новообразования, подагра, ожирение, остеопороз, сахарный диабет – вот далеко не полный перечень некоторых алиментарно-зависимых заболеваний, при развитии которых фактор питания играет решающую роль.

Конечно, не все заболевания проявляются в детском возрасте, но именно в детском возрасте формируется модель пищевого поведения, которое впоследствии определяет развитие этих заболеваний.

К сожалению, дети, приходящие в образовательное учреждение, часто не приучены к той пище, которую им там предлагают, и плохо едят не потому, что это невкусно или питание плохого качества, а потому, что нет привычки употреблять пищу, которую им предлагают. В питании детей недостаточно рыбы, молока, растительных жиров, фруктов и овощей. И наоборот, избыточное потребление соли, специй, сахара, мучных изделий, пищевых ароматизаторов, красителей, чипсов, кириешек, газированных напитков с красителями не является здоровым питанием.

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья.

Питание ребенка должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду. Также быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

Питание должно быть доброкачественным, не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое питание не только должно покрывать расходуемую энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма. Еда должна быть вкусной и безопасной.

Белки имеют особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Источниками белка служат мясо, рыба, молоко, молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функции головного мозга и работу иммунной системы организма.

Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров – масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

Углеводы – основной источник энергии, который способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание уровня сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала. Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки ребенку необходимо около полутора литров воды.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

В суточном рационе должно быть достаточное количество витаминов, необходимых для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей.

Школа — это неизбежный жизненно важный этап в жизни каждого человека, она должна максимально влиять в том числе и на процесс правильного питания, здесь у школьников должны быть отработаны верные навыки.

Проведенный территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РО анализ позволил выделить требующую решения проблему по охвату учащихся горячим питанием: традиционно наиболее высокий охват горячим питанием в начальных классах и наиболее низкий процент охвата школьников среднего и старшего звена.

Сегодня перед организаторами питания должна быть поставлена важная медико-социальная задача — популяризация знаний о здоровом питании среди школьников и родителей, воспитание культуры питания.

Изменить ситуацию может только постоянное тесное взаимодействие школы и родителей, постоянная просветительская работа с родителями и учащимися на тему рационального питания, значения дефицита минеральных солей и витаминов для здоровья ребёнка.

С. Максимова, ведущий специалист- эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Ростовской области. Фото Екатерины Замулинской.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий