9 Мая – один из главнейших великих праздников бывшего СССР, а теперь Российской Федерации. Я больше чем уверена, что нет ни одной семьи, которой бы ни коснулась Великая Отечественная война. Хочу рассказать о нашей семье.
С.Д. Шереметьев
Слева направо: мой папа, Спиридон Давидович Шереметьев, моя мама, брат-близнец Даниил Давидович.
Д.Д. Шереметьев
Мои дедушка и бабушка по папиной линии — Давид Кондратьевич и Варвара Дмитриевна Шереметьевы. Дедушка – чистокровный казак, а бабушка — чистокровная украинка (в девичестве Дрюченко) родом из пос. Должанка Луганской области. Там же проживал ее родной брат Константин Дмитриевич Дрюченко, который много лет работал начальником шахты, у него было высшее образование. И до сих пор вся его семья живет там: дети, внуки, правнуки.
Дедушка Давид Кондратьевич родился в Красном Сулине и всю жизнь был металлургом на СМЗ. Он и его брат, Винидей Кондратьевич, работали сталеварами.
У моих дедушки и бабушки было четверо сыновей и дочь. Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в этот же день ушли на фронт четверо сыновей и зять Иван Изотович Алексеев, у которого уже было 3 детей. У всех четвертых сыновей было 9 детей, а у бабушки и дедушки — 9 внуков.
Наш дедушка собрал всех невесток к себе вместе с внуками и сказал: «Идите, сынки, защищайте Родину, а я сохраню вам ваши семьи». Вот так мы и жили огромной семьей.
У нас было большое домашнее хозяйство: 2 коровы, куры, утки, гуси, свиньи и много огородов в бывшем совхозе «Ударник». Дедушка там работал сторожем на полях, и ему разрешали взять столько земли, сколько мы могли обработать. Так что у нас все овощи и даже бахчевые были свои. Мы никогда не голодали, хотя и была такая большая семья: 4 невестки и 9 внуков, дедушка с бабушкой – всего 15 человек. Вот так и выживали.
Мой папа Спиридон Давидович Шереметьев и его брат Даниил Давидович — близнецы. Срочную службу они оба служили в Московском военном округе, в войсках НКВД. А во время Великой Отечественной войны их призвали, т.е. мобилизовали в Северо-Кавказский военный округ. Они оба в Ростове-на-Дону охраняли маршала Тимошенко.
В 1942 году отец был тяжело ранен в левое бедро, остался без ноги. Комиссован на основании I группы инвалидности пожизненно.
Когда мой папа был ранен и отправлен в госпиталь, его брата-близнеца Даниила Давидовича отправили на защиту Ленинграда во время блокады. Там он и погиб 24 февраля 1943 года при наступлении на деревню Михайлово. Похоронен недалеко от деревни Брагино Старорусского района Ленинградской области в звании лейтенанта.
Когда бабушка узнала, что зять пропал без вести, один сын находится в госпитале, а другой погиб, ее парализовало, и она полгода находилась в таком состоянии. Мы долго ее лечили.
Старшие два сына, Михаил и Иван, вернулись в 1949 году, а в 1953 году уехали со своими семьями на целину, в Казахстан. Там и похоронены. А их дети, внуки и правнуки так там и живут до сих пор.
Вы заинтересуетесь, откуда у меня такие точные данные, ведь я родилась 2 января 1942 года. Отвечу — у меня до сих пор есть все документы и удостоверения о наградах, ордена и медали, а также все документы братьев-близнецов.
Родители моей мамы — Василий Евдокимович и Анна Ивановна Артемовы. Бабушка – украинка (в девичестве Иващенко), родом из села Павловка Луганской области. Дедушка родился в Красном Сулине и умер в 1959 году здесь же. Работал на СМЗ в котельной кочегаром. А его отец, то есть мой прадед, был волостным писарем, и их семью мало кто называл по фамилии, а все знали Писаркиных.
У них было пять дочерей. Три зятя не вернулись с Великой Отечественной войны, а у двоих была бронь, так как они работали в железнодорожном цехе СМЗ машинистами паровозов и были задействованы в эвакуации завода.
Вот такая история моей семьи.
Валентина Лермонтова, ветеран труда. Фото автора.