Я — оптимистка по жизни, и я люблю свой город. Здесь родилась, получила образование, вышла замуж, воспитываю двоих детей. Все радости и беды я искренне разделяю с городом. А в последнее время особенно остро ощущаю, как ему трудно. Разговоры местных жителей о постоянных проблемах то здесь, то там, убитых дорогах и старом водопроводе давно набили оскомину. Да и что мы, горожане, можем сделать, если время разрушает все, а в бюджете нет достаточного количества денег, чтобы заняться всем и сразу. Поэтому многие только разводят руками и ждут светлого будущего. Такие события, на которые мы не можем повлиять, приучают нас к пассивности. А я так не хочу.
Город, как живой организм, питается нашими мыслями и энергией, отражает наши настроения и достижения. Значит, его судьба напрямую зависит от нас самих. Мой взгляд и мой нерв цепляются за то, что же реально можно предпринять, чтобы сделать любимый город ярким и солнечным.
Тем более что в Красном Сулине только за последние годы был построен современный детский сад «Изюминка», возводится школа на 600 мест, капитально ремонтируется Районная больница, приятно обновился парк «Юность», на стадии завершения — благоустройство сквера им. Александра Невского. Красный Сулин может похвастаться кинотеатром «Монро», спортивно-оздоровительным комплексом «Бриз» с огромным крытым бассейном, красивым новым ЗАГСом и много еще чем. Нехватки в спортивных и творческих секциях тоже нет.
И вроде бы все нормально. Тогда почему в геометрической прогрессии город покрывается мусором, а улицы и поселки наполняются стаями бродячих собак? Ходить по родным дорожкам стало страшно.
Мамочки приводят своих чад на детскую площадку и затирают на качелях слова, от которых стыдливо отводят глаза.
Помните, какие шикарные массивные лавочки со спинками установили на центральной площади? От их былого великолепия не осталось и следа. Все сломано красносулинцами.
В редакцию три дня подряд приходил мужчина – Алексей Иванович. Рядом с п. Татарский, где он проживает, недавно выбросили пять щенков:
«Идешь, бывало, мимо, а они собьются вместе, тельца их дрожат, и заглядывают они тебе прямо в душу – есть просят. Как же можно сделать равнодушный вид и уйти?! Люди настолько очерствели, что выкидывают животных, осуждают тех, кто их подкармливает».
Алексей Иванович уже приютил у себя двух бездомных собак. Больше просто не потянет. А пришел он просить за этих пятерых бездомышей, спрашивал, где заявку написать на отлов. Подросшие щенки все как один оказались девочками. Надобно их стерилизовать, чтобы эти несчастные потомства не давали и тем самым больший людской гнев на себя не навлекали.
Я это к чему. Мало у нас таких жителей, как Алексей Иванович. Несмотря на преклонный возраст, по инстанциям ходит, за животных переживает, о последствиях думает и чужие ошибки исправляет. А те, кто громче всех кричит: «Всех собак в городе уничтожить!», чаще всего сами под покровом ночи, как преступники, выкидывают недавно народившихся собачек и кошечек.
Теория разбитых окон, которая может пригодиться Сулину
Эту теорию, основанную на психологии человека, социологи разработали в Америке. Она заключается в том, что большинство людей будут мусорить там, где уже есть мусор. Человеку труднее бросить бумажку или бутылку на девственно чистую поверхность. Если в здании разбито хоть одно стекло и никто его не меняет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна. Исходя из этого, нужно просто во-время пресекать пагубную цепную реакцию, и проблему стихийных свалок и многого другого можно решить.
Яркий тому пример — преступный Нью-Йорк 80-х. Там была своя атмосфера. Почти в каждом вагоне метро для охраны общественного порядка был приставлен полицейский, а для охраны полицейского еще один полицейский. Привычной картиной был мусор под ногами, разбитые окна и светильники, пошлые граффити. Стоит ли говорить, что после применения теории разбитых окон на практике Нью-Йорк преобразился и стал одним из самых безопасных городов Америки?
Возвращаясь мыслями в наш прекрасный Красный Сулин, вспомнила недавно появившуюся в Сети и в нашей газете информацию о том, как неравнодушные жители убирали прибрежную зону в районе Вербенского водохранилища. Собрали мусор, выкосили траву, срезали молодую поросль. Администрация города помогла волонтерам вывезти огромную кучу мешков. Берег сиял чистотой и располагал к отдыху у воды.
Не прошло и двух недель, как территория снова начала превращаться в свалку. И там, и здесь появился мусор.
Мелкие пакостники-вредители заполонили наши родные улицы. Те, кто от скуки бьет фонари, бросает на дно бутылки, портит детские карусели, они, конечно, предпочитают оставаться инкогнито. Но часто этих «невидимок» выдают грязные подъезды домов, где они обитают, их припаркованные автомобили, блокирующие проезд спецтранспорту, и многое другое. Причем ничего предосудительного они в своем поведении не видят. Хамоватые по своей натуре люди так жить привыкли.
И так жалко мне стало американских социологов. Немногочисленный сулинский народ в пух и прах разнес их уникальную теорию.Странным образом здесь она не работает.
Но я же оптимистка. Хватаюсь за прекрасное, как за спасительную соломинку. Восхищаюсь земляками, кто без всяких субботников ухаживает за своей придомовой территорией, сажает цветы. Благодарна сотрудникам магазинов и других организаций, которые ухаживают за прилегающей территорией и в мороз пускают животных на крыльцо пере-ждать непогоду.
Хотелось, чтобы не дурной, а хороший пример стал заразителен. Чтобы добрые дела, как круги на воде, коснулись и взволновали других людей, а те — следующих. Чтобы каждый не за себя, а друг за друга. Вот в таком городе будет приятно жить.
Екатерина Замулинская.
Фото автора и из архива «КВ».