Подростковый возраст — это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека.
Так какие они, современные подростки? Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита — «Y и Z», «миллениалами», «поколением быстрых кнопок», «цифровым поколением». Что их характеризует, что влияет на их личностное становление и в то же время может стать риском для их психологической безопасности?
Характерные особенности подростков:
— половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии);
— изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости;
— смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
— открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
— познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
— появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости», стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.
Внутренние противоречия подростков:
— между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей;
— между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни;
— между достаточно четко осознанными желаниями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;
— между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;
— между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации;
— между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников — с другой;
— между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.
Реакция на жизненные проблемы
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
- переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
- переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
- любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
- сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов;
- нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.
Поведение может быть непредсказуемым:
— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
— неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
— повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
— развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
— романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
— нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
— потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Угрозы психологической безопасности детей
Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, то мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это, в свою очередь, повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.
- Несформированность системы ценностных ориентаций — отсутствие сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными занятиями (зависимости, попыткам лишить себя жизни, асоциальному поведению и т.д.).
- Отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений — у современных школьников постепенно исчезает понятие идеала либо его осмысление в целом имеет размытые очертания.
- Снижение эстетических потребностей — лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, «криминальное чтиво»). .
- Кризис самооценки — неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими.
- Отстраненность и противопоставление себя взрослым — избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи.
- Высокая потребность в общении — наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков.
- Интернет-зависимость — сегодня Интернет является основным поставщиком информации для подростков. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков.
- Ориентированность на развлечения — у современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, среди которых значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.