Звон, несущий благодать…

Обзоры

Торопясь утром на работу, прорываясь сквозь шум проезжающих мимо машин, свист ветра, ты вдруг осознаешь, что есть еще один звук, который сразу переключает внимание на себя.

Этот звук раздается где-то вдалеке, он тонок и слаб. Но почему-то ты начинаешь чувствовать и слышать только его. Все остальное сразу меркнет и отступает. Я говорю о колокольном звоне.Торопясь утром на работу, прорываясь сквозь шум проезжающих мимо машин, свист ветра, ты вдруг осознаешь, что есть еще один звук, который сразу переключает внимание на себя. Этот звук раздается где-то вдалеке, он тонок и слаб. Но почему-то ты начинаешь чувствовать и слышать только его. Все остальное сразу меркнет и отступает. Я говорю о колокольном звоне.

Колокольный звон на Руси с давних времен имел огромное значение. Он собирал людей в случае опасности, лечил их во время эпидемий. И сегодня мы попытаемся хоть немного приоткрыть завесу тайны над этим замечательным и даже, не побоюсь этого слова, загадочным явлением.Колокольный звон на Руси с давних времен имел огромное значение. Он собирал людей в случае опасности, лечил их во время эпидемий. И сегодня мы попытаемся хоть немного приоткрыть завесу тайны над этим замечательным и даже, не побоюсь этого слова, загадочным явлением.

IMG 9879

А поможет нам звонарь нашего Покровского храма Олег Григорьевич Петренко.  Первый вопрос, который я задала Олегу, был такой: «Вы из семьи священников?». Почему-то думалось, что ответ я получу обязательно положительный. А он улыбнулся и сказал: «Я из семьи металлургов!».

После окончания школы Олег поступил в Красносельское училище художественной обработки металлов и получил специальность «гравер-ювелир». Надо сказать, что училище это было образовано еще в конце 19-го века.

Думаю, что женщины, покупая себе серебряные или золотые украшения, всегда обращают внимание на место, где оно было изготовлено! И очень часто могут видеть на бирке надпись «Костромская область». Именно там еще с 16-го века находились ювелирные промыслы.

В училище (обучение шло четыре года) преподавали рисунок, живопись, скульптуру, композицию, мастерство. Даже был курс по праву, цель которого была не допустить среди выпускников будущих фальшивомонетчиков.  

С первых минут разговора с Олегом чувствуешь, что это человек интеллигентный, образованный, тонко чувствующий и прекрасно разбирающийся в том, чем он занимается. А занимается он очень многим. Основное — живопись (иконопись). Еще он поет в церковном хоре (баритон), увлекается скульптурой и служит звонарем Покровского храма. Роспись внутри храма (она пока не закончена, из-за воздействия влажности придется что-то переделывать) выполнена Олегом.

Но сегодня хочется рассказать о том, о чем, на мой взгляд, мало известно широкому кругу читателей. Я возвращаюсь к колокольному звону. 

IMG 9884

Оказывается, в нашем  Покровском храме восемь колоколов. А высота самой колокольни — более 20 метров. 
Колокола делятся на благовестник (он задает темп звону и является самым крупным), подзвонные (средние по величине, позволяющие импровизировать) и самые маленькие — зазвонные (они создают трель, их звонарь собирает по 3-4 в одну руку). 

Олег говорит, что колокола пришли на Русь с Запада. Но там они остались как сигнальный вариант. Их в основном раскачивают для создания звука. И он получается сумбурный, «ералашный». А вот в России колокола превратились в настоящий музыкальный инструмент. 

Олег тяготел к колокольному звону с детства. А попробовал себя в этом во время учебы в одном из местных храмов. Как звонарь он — самоучка.  На тему колокольного звона, живописи может говорить долго и с упоением, обладая большим запасом знаний.

Вот еще такой интересный нюанс — звуки колокола разные. Есть звук от удара, а еще тот гул, который колокол какое-то время держит. И все колокола издают разные звуки. Так что у каждого храма, по словам Олега, свой собственный голос.

Во время звучания благовестника у звонаря есть молитвенное правило. Есть и своя техника безопасности: не находиться под колоколом — язык колокола может оборваться. 

Льют колокола из бронзы. А металл этот при температуре ниже -20 С становится хрупким. Звонарь может даже остаться без работы в те дни, когда температура воздуха снижается до — 30-40 0С. Велика вероятность раскола. Колокола в такие дни молчат. 

Спрашивала я и о том, не теряется ли слух, насколько тяжела такая работа и есть ли женщины-звонари. Оказалось, что среди звонарей женщин становится все больше и больше. 

В приходских храмах (наш Покровский относится именно к таким) колокола не такие большие и количество их не очень велико. Женщинам это оказывается по силам. А знаете, кому легче всего стать звонарем? Удивитесь, но — барабанщику, вернее, ударнику. Он одновременно работает двумя руками и ногой, нажимая ею на педаль. А ведь именно это и необходимо при работе на колокольне (кстати, в Покровском храме — две педали). Сам Олег держит форму благодаря гантелям и штанге, даже уже привык, есть и результаты.

Выяснилось, что когда созвучие гармонично, звук не является разрушительным. Разрушает шум. При этом необходимо наладить работу колоколов таким образом, чтобы лишние шумы (скрипы, дребезжание и т.д.) убрать.

— Гармоничный же звон оказывает только благоприятное воздействие. Во время эпидемий в колокол били непрерывно. Звон очищал воздух и оказывал лечебное действие. И еще наиважнейший момент: звуковая волна расходится в разные стороны в виде креста. А это говорит об очень многом. Вот такой он, колокольный звон, — рассказывает Олег.

В нашей беседе Олег вспомнил и Конфуция: «Найди себе работу по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни».И действительно, при слове «работа» сразу возникает ассоциация некой нагрузки, тяжести. А если делаешь что-то с удовольствием, о какой работе может идти речь?

Наш рассказ о звонаре был бы неполным, если бы я не посетила саму колокольню. И, конечно же, хочу поделиться своими собственными впечатлениями от посещения этого места. Ощущение резкого перепада температур, когда ты  переходишь туда из притвора. Такое чувство, что из теплого мая ты мгновенно переносишься в холодноватый октябрь. Лестницы… А самая верхняя из них расположена практически вертикально. И смесь запахов: старины, исходящей от древесины, легкой сырости и тонкого, едва уловимого запаха ладана.

И самое главное: переливчатый колокольный звон — в полуметре от тебя. И это — божественно! На минуту ты теряешь слух. Но звон колоколов гармоничен, поэтому через мгновение все восстанавливается, и ты погружаешься в тонкие материи волшебного звона.

Гармонии и нам всем в наших душах! С праздником светлой Пасхи!

Лидия Егорова. Фото автора.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий