Веломаршруты Красносулинского района

Дмитрий Дьяконов предлагает вам, дорогие читатели, подборку материалов об интересных, познавательных и уникальных местах нашего города и района.

Обзоры

Вокруг нас много интересного. Это и целые отдельные ландшафты, и единичные природные объекты, имеющие значение как уникальные в своем роде свидетельства естественной истории родного края, и рукотворные образования, служащие визитной карточкой нашего района – терриконы и карьеры.

Наш Красносулинский район расположен в западной части Ростовской области на восточных отрогах Донецкого кряжа. Общая площадь территории района составляет 2103,9 кв. км. И на этой площади есть на что посмотреть!

Я расскажу о некоторых интересных веломаршрутах, которые проехал сам или в компании товарищей, и о самых интересных природных и рукотворных объектах на территории Красносулинского, Каменского, Октябрьского районов Ростовской области. Все маршруты составлены так, что их может проехать за один день велосипедист среднего уровня подготовки, а некоторые сможет проехать и новичок за пару часов.

Маршруты построены от простых и коротких — в 10 км, до длинных — в 100 км и более.

Прежде чем начать знакомить вас с этими маршрутами, несколько слов об обязательной технике безопасности, чтобы количество стартов равнялось количеству финишей.

Итак, сначала байк. Он же велосипед, он же стальной/алюминиевый конь. Бывает нескольких видов. Маунтинбайк (горный велосипед) – самый распространенный вид. Отличается наличием трех ведущих звезд впереди и 6-10 ведомыми звездами сзади. Это дает в сумме 18-30 передач. Имеет прочную, как правило, алюминиевую раму и амортизационную вилку впереди. Бывают также двухподвесы – байки с двумя амортизаторами (не путать с «ашанобайком» — дешевым одноразовым железным велосипедом, который может выглядеть, как двухподвес). Второй основной вид – шоссейники. Их главное отличие – узкие шины, очень большие звезды впереди и часто отсутствие амортизационной вилки. Это очень легкий и быстрый велосипед для езды по хорошим дорогам с твердым покрытием. Но на нем не очень покатаешься по полям-лесам.

Естественно, байк должен быть исправным и проверенным. Запасная камера. Ремнабор. Насос. Инструменты. Свет и светоотражающие элементы. Шлем.

И, конечно, знание правил движения по дорогам для велосипедистов. Главное правило — не создавать аварийных ситуаций. По дороге с автомобильным движением едем только у самого правого ее края или по правой обочине. Строго друг за другом, а не рядом друг с другом, даже если машин нет. Поворот налево на дороге с двумя и более полосами движения велосипедистам запрещен.

Маршрут №1: Северный степной

Расстояние — 30 км

Набор высоты — 250 м

Для кого: для всех, кто сможет проехать 30 км по грунтовым дорогам

Время прохождения – 1,5-3 часа в зависимости от подготовленности

Байк: МТБ (70-85% — грунт)

Интересные объекты на маршруте:

— Участки целинной степи в долине малой реки Гнилуша западная

— Крутой грунтовый спуск к пос. Черевково может выдать порцию адреналина

— Пруд на малой реке Гнилуша восточная; пойма реки

— Система прудов Раковской балки

Опасности: крутой скоростной спуск в Черевково по грунтовой дороге, легко разогнаться до 50 км/ч и более.

Красивый логичный маршрут по грунтам в теплое время года — много зелени, степные травы. Минимум транспорта, поля, лесополосы, пруды.

Стартуем в центре города. Едем по ул. Ленина до ул. Межевая и далее вниз, по мосту через Гнилушу. Подъем с поворотом на Скелеватку. Проезжаем до конца асфальта и направо вниз (сильно разбитый участок дороги) по мосту. Далее все время прямо по грейдерной дороге до конца поселка Скелеватка. Выезжаем к границе лесонасаждений. Грунтовая дорога идет вдоль леса на север, спускаясь в небольшую балочку, и далее поднимается на холм (фото 1), где поворачивает и пересекает небольшой овраг. Внизу овражка, на развилке, едем прямо и поднимаемся к лесополосе. Некоторое расстояние едем на восток, слева — лесополоса. Впереди открывается панорама на пос. Пригородный, 50 лет Октября и окрестности. На первой же развилке поворачиваем налево, на север, и дорога так же идет справа от лесополосы.

Далее поднимаемся на вершину водораздела и все время на север, никуда не сворачивая несколько километров. Доезжаем до грейдера и поворачиваем направо. Начинается спуск, через километр — развилка. Нам налево. Дорога идет по верху склона и становится виден большой пруд (фото 2).

Через 300 метров грунтовая дорога поворачивает вниз. Здесь можно хорошо разогнаться – дорога ровная (фото 3).

Внизу берем правее и после короткого подъема подъезжаем к окраинам пос. Черевково. Выезжаем на асфальт и движемся на восток. Проезжаем конечную остановку автобуса №101 и далее по мосту через Гнилушу втягиваемся в подъем – сначала крутой, а потом пологий. Едем все время по главной дороге, пока не доберемся до развилки на переезд через ж/д пути. Нам налево через переезд. После переезда можно поехать по асфальту. В этом случае через 4 км въезжаем в пос. Первомайский (4-я ферма). А можно ехать прямо по грунтовой дороге на восток, а потом через 3,5 км повернуть направо. В любом случае въезжаем на главную улицу пос. Первомайского. На ближайшем асфальтовом перекрестке налево и вниз. Асфальт заканчивается. Все время прямо, по главной. Дорога плавно спускается к пруду (фото 4).

Здесь хорошее место для отдыха. Дальше едем прямо, на развилке тоже прямо. Впереди и слева открываются хорошие виды. Это – Раковская балка. Начинается спуск в небольшой, но крутой овражек. После оврага идет затяжной подъем к окраинам пос. 50 лет Октября: вначале проезжаем свалку справа, в глиняном карьере, потом дорога выходит к кладбищу, пересекает его, и мы на окраине 50 лет Октября.

Маршрут №2: На криницу в Осиновской балке

Расстояние – 52 км

Набор высоты – 511 м

Для кого: для всех, кто сможет проехать 50+ км по грунтовым дорогам

Время прохождения – 3 — 4 часа ходового времени в зависимости от подготовленности

Байк: МТБ (большая часть пути — грунт)

Интересные объекты на маршруте:

Пруд в Дубовой балке (есть хорошие места для отдыха)

Пруды рядом с х. Малая Гнилуша

Криница в Осиновской балке, участок пойменного леса,

скалы – место напоминает предгорья Кавказа

Скалы и река Кундрючья у моста в х. Пролетарка

Опасности: после криницы дорога идет вдоль карьера, и теоретически там могут проводить взрывные работы. Нужно иметь в виду, что камни до полуметра в диаметре могут разлетаться на несколько сот метров от места взрыва. Однако же мы там проезжали много раз и ни разу не попали на время взрыва.

Первая часть пути полностью совпадает с маршрутом «Северный степной». Итак, доезжаем до пос. Первомайский и далее по грунтовой дороге на северо-восток, к лесополосе. Вдоль лесополосы идет накатанная грунтовка на восток. Проехав до первой развилки (1 км или меньше), сворачиваем налево и движемся на север. На следующем ответвлении через километр берем правее и далее все время «по главной». Через пару километров дорога приводит к пруду в Дубовой балке (фото 1).

Пруд окружен высокими деревьями. В тени крон есть много хороших полян для отдыха и спуска к воде. Далее выезжаем на дамбу пруда и движемся до ее восточного края. Дорога делает небольшую петлю. На развилке держимся правой стороны. Вскоре начинается спуск по левому берегу балки к хутору Малая Гнилуша. По пути справа можно видеть два пруда. Въезжаем на асфальт и проезжаем Малую Гнилушу с севера на юг. На развилке поворачиваем налево и по грейдированной дороге мимо остатков фермы вскоре подъезжаем к кринице. Место очень известное (фото 2).

Здесь находится большой участок реликтового байрачного леса, на склонах окружающих холмов есть выходы скал, поросших мхом. Ранее на этом участке леса можно было встретить папоротники.

От криницы возвращаемся почти до х. Малая Гнилуша, но, не доезжая 400 м до поселка, недалеко от каменного строения сворачиваем налево на грунтовку. Она идет на юг и вскоре выводит на восточную окраину большого каменного карьера. Это действующий карьер. Иногда здесь ведутся взрывные работы.

Продолжаем движение с основным вектором на юг, и начинается спуск в долину Кундрючьей и в хутор Пролетарка. От криницы до Пролетарки — 4-5 км. В Пролетарке выезжаем на асфальт и пересекаем Кундрючью по мосту. Река здесь очень живописна (фото 3).

Проезжаем Пролетарку и, немного не доезжая до трассы М-4, поворачиваем направо вверх. Движемся по грунтовке сначала на запад, потом перед кладбищем поворачиваем налево вверх. Старая заросшая дорога идет вдоль лесополосы на юг. Вскоре она приводит к железной дороге и остановочной площадке Кундрючий. Переходим через ж/д линию и двигаемся на запад, вниз. Это технологическая дорога РЖД. Дорога плохого качества: крупный щебень, ямы. Через некоторое расстояние на первом очевидном ответвлении поворачиваем налево на грунтовку, которая выводит на поле и поднимается ко въезду в Красный Сулин. Этот подъем от железной дороги хорошо виден на фото 4. Далее остается только спуститься в город к мосту и ж/д станции.

Маршрут №3: Шоссейная тридцатка

Расстояние – 29-34 км

Набор высоты – 230 м

Для кого: для велосипедистов среднего/высокого уровня подготовки

Время прохождения — 1-2 часа в зависимости от подготовленности

Байк: МТБ, шоссер (90-100% асфальт)

Опасности: интенсивное движение автотранспорта в черте города

На самом деле здесь в коротком варианте 29 км, а если двигаться все время по асфальту, то 34 км. Отличный видовой маршрут для тех, кто желает ехать по асфальту и ехать быстро. Самый интересный участок – «Сулинская велодорожка» — южный объезд Красного Сулина от стекольного завода «Гардиан» до круга на восточном въезде в город с М-4. Машин здесь мало, дорога ровная, почти без спусков и подъемов. Открывается панорама на весь город и его окрестности, ведь дорога идет по водоразделу рек Кундрючья и Аюта. Полностью безветренных дней у нас крайне мало, поэтому обычно, если ветер западный, едем против часовой стрелки, а если восточный – то по часовой. Это дает возможность двигаться по объездной максимально быстро – более 30 км/ч для МТБ и более 40 км/ч для шоссейника.

Опишем сокращенный вариант при западном ветре. Итак, поехали! Стартуем в центре города и выезжаем на ул. Победы в ее начало, где у стелы СМЗ поворачиваем на мост через Гнилушу. Проезжаем ресторан «Империя», далее влево и потом вправо – объезд бывшей главной проходной на СМЗ. Начинается крутой подъем.

Дорога плохая: разбитый асфальт, щебенка. Немного недоезжая вышки ретранслятора, сворачиваем на тропинку влево. Она выводит к пешеходному железному мосту (фото 1). После моста спускаемся по крутому спуску на юг (камни, щебень) и выезжаем на асфальт. Это улица Вербенская. Далее все время будет только асфальт.

После школы №3 на развилке поворачиваем налево и едем на ГРЭС. После моста через Кундрючью будет подъем и далее – постоянный плавный подъем будет идти все время до развязки после стекольного завода «Гардиан» (фото 2).

На развязке поворачиваем на восток, на южный объезд Красного Сулина (фото 3).

После плавного поворота остается только вкручивать педали с попутным ветром 10 км до кольца на восточном въезде в Сулин. А после кольца (фото 4) западный ветер станет встречным, но это не проблема, ведь впереди несколько километров спуска к мосту через Кундрючью и к ж/д станции. Дальше все время по главной дороге по улицам Вокзальной, Московской, Придорожной.

Маршрут №4: По долине р. Кундрючья от пос. Сулин до х. Клевцово и далее

Расстояние – 15 км

Набор высоты – 200-250 м

Для кого: для всех

Время прохождения – 1,5-2 часа

Байк: МТБ (большая часть пути – грунт, камни, корни деревьев)

Интересные объекты на маршруте:

Плотина на р. Кундрючья на окраине пос. Сулин

Скалы левого берега Кундрючьей

Пойменный луг и три высоких холма «Три брата» за хутором Клевцово.

Опасности: скалы, если без подготовки пробовать лазать по ним. Также могут быть змеи.

Начинаем маршрут от школы №10 в пос. Сулин. Асфальтированная улица поворачивает, огибая школу. После поворота сворачиваем направо в переулок и выезжаем на тропинку вниз, к реке (фото 1).

Проезжаем железный мостик (фото 2) и по заброшенным дачным тропинкам движемся на запад вдоль правого берега Кундрючьей.

Меньше, чем через километр, выезжаем к плотине (фото 3).

Переходим по плотине на левый берег. Тропинка вьется у реки под высокими холмами со скальными выходами, полками, осыпями. Этот участок пути проходит почти по горным ландшафтам. Через полкилометра справа будет еще одна скала с подобием пещеры. Скала почти вплотную подходит к реке, оставляя только небольшой проход. После скалы проезжаем небольшую дубовую рощу и поднимаемся в поле. Тропинка выводит в хутор Клевцово. Проезжаем его с востока на запад по ул. Тракторной и в конце ее выезжаем на грунтовую дорогу, которая круто спускается направо вниз на пойменный луг. Это урочище «Три брата» (фото 4) — одно из самых живописных, чистых и незагаженных мест ближайших окрестностей Красного Сулина. Справа от дороги можно видеть три высоких холма, увенчанных скальными гребнями. Можно попробовать подняться на одну из вершин и запечатлеть открывающуюся панораму. Постепенно грунтовая дорога переходит в тропинку, зажатую скалами к самой реке.

В одном месте нужно переносить байки, так как проехать невозможно. Но далее тропинка продолжается и переходит в грунтовую дорогу. Проезжаем скалы слева и начинаем подъем на водораздел. По нему проходит накатанная грунтовая дорога. Выезжаем к бывшей автоколонне 1724. Далее можно по асфальту спуститься вниз, проехать Вербенку и подняться к памятному кресту на развилке. Оттуда можно выехать к западному въезду в Красный Сулин. Или же можно пересечь асфальт, выехать на ул. Веселую и доехать до железного моста через заброшенную ж/д ветку, выехав около телевышки.

Маршрут №5: Скоростной из Лесостепи

Расстояние:

Вариант 1 — 18 километров;

Вариант 2 — 25-30 километров

Для кого: только для опытных катальщиков и спортсменов

Время прохождения: от 40 мин. до часа и более (есть возможность удлинить маршрут)

Байк: шоссейник, МТБ (90% — асфальт)

Интересное на маршруте только одно — скорость. Этот маршрут логично выполнять при восточном ветре. Тогда 90% пути будет с попутным ветром, что сильно добавит скорости. В таком случае можно легко поставить или улучшить свое достижение в средней скорости пути. После проезда кургана слева от дороги начинается пятикилометровый спуск в Сулин к мосту через Кундрючью, где можно задействовать самые высшие передачи.

Опасности: автотранспорт. На участке от сулинского поворота с М-4 до стелы на въезде в лесной массив дорога практически без обочины. Автомобили и грузовики обгоняют впритирку. Здесь нужно очень четко выдерживать направление, чтобы, с одной стороны, не слететь с дороги вправо, и с другой — не попасть под колеса транспорту.

Еще раз повторим — этот маршрут только для опытных и подготовленных велосипедистов.

Движение — по правой стороне дороги. Несколько велосипедистов едут один за другим, выдерживая дистанцию. Даже если машин нет, ехать рядом друг с другом нельзя, это должно стать привычкой. После въезда в лес дорога несколько расширяется, появляется небольшая обочина.

Вторая опасность — скорость. Падение на скорости почти наверняка повлечет за собой травмы. Поэтому рекомендуется двигаться в велошлеме и перчатках.

Выходим из электрички в Лесостепи и движемся по грунтовой дороге на север, вдоль станции к лесу. У леса дорога раздваивается. Одна идет через лесной массив (синий цвет на карте), а вторая поворачивает на восток (зеленый цвет).

Через километр дорога выводит к полю и поворачивает направо, на север вдоль лесополосы (дорога слева от лесополосы) и еще через километр приводит к сулинскому повороту с М-4, выводя на мост.

Нужно отметить, что обычно в сухой сезон в конце лета на этих грунтовках образуется «стиральная доска», и быстро ехать не получится.

Дорога через лес — каменный грейдер, поэтому там не бывает «стиральной доски», но много камней, неровностей.

От моста над М-4 начинается скоростной участок.

После кургана можно легко развивать максимальные обороты колес.

Первый вариант (и самый быстрый) — все время прямо в Сулин. В этом случае весь маршрут составит 18 километров и по времени менее часа.

Второй вариант — ехать через южный обход Сулина на ГРЭС. Эта дорога (10 километров) идет по водоразделу почти без спусков и подъемов. Далее можно либо ехать по асфальту по ул. Вербенской до нефтебазы и ул. Московской, либо выехать к телевышке и спуститься к заводскому мосту и ресторану «Империя». Это составит от 25 (вариант к телевышке) до 30 километров (все время по асфальту).

Красносулинский вестник
Добавить комментарий