Корреспондентская судьба свела меня с Натальей Николаевной Овчаровой некоторое время назад. Свела заочно, как с наставником ученицы Божковской школы Анны Гладыревой (напомним, что Анна — неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена»).
Но, признаюсь честно, меня настолько поразил тогда практически «искрящий» заряд энергии, исходивший от этого человека, что не написать о нем было бы большой ошибкой. Прошло время, и представился случай. Да такой, что лучше не придумаешь — День учителя. Поэтому — телефон в руку, набираю нужный номер и…
Не только наставник, но и друг
Надо сказать, что в предыдущих интервью у меня в голове уже сформировался некий психологический образ этого педагога. Решила проверить, а в правильном ли направлении работало мое мышление. Оказалось, что да, в правильном. На вопрос о том, целеустремленный ли она человек, Наталья Николаевна ответила сразу и положительно:
— Я действительно целеустремленный человек, особенно в последние годы. Современная жизнь настолько стремительна в появлении нового… А это также требует новизны и пополнения знаний, причем в большом количестве. Требует быть не только учителем, но и наставником, другом для своих учеников.
Кстати, наставником Наталья Николаевна является уже третий год. Она эксперт различных всероссийских конкурсов на платформе «Россия — страна возможностей». Таких, как «Проекториум», «Выбирай», «Большая перемена», «Экопоколение»… У нее есть сертификаты и удостоверения, подтверждающие этот факт. А еще благодарственные письма не только регионального, но и федерального уровня.
Поговорили мы и о том, откуда черпает педагог энергию:
— Я работаю в школе, среди детей и подростков. И их молодая энергия заряжает и меня, чтобы жить и творить дальше.
Творчество же проявляется у Натальи Николаевны в том, что она пишет стихи. Темы очень разнообразные: дружба, товарищество, природа, детство. Она принимает участие во всех постановках вместе с детьми и коллегами, причем «примеряет» на себя любые роли.
Слушала, затаив дыхание
Все для будущего педагога началось во втором классе. К ним на время практики пришла молодая студентка. Всего-то на один месяц. Но этот месяц сыграл огромную роль для маленькой Наташи. Практикантка была таким «светящимся» человеком, с горящими глазами. Вся в порыве молодости, любви к выбранной профессии… Она водила ребят в походы за первыми цветами, говорила с ними о единстве человека и природы. Не влюбиться в нее было просто невозможно! Тогда и родилось желание стать учителем. Биологом.
Зная, что Наталья Николаевна преподает русский язык и литературу, не могла не задать вопрос о том, когда же появилась на «горизонте желаний» именно эта дисциплина. Путь оказался «тернистым», «ступенчатым». И «ступеньки» эти очень своеобразные. В старших классах была любовь уже к другому предмету — истории. И здесь любовь привила завуч школы Галина Ивановна Волосачева. Она умела так преподнести исторические данные, что Наталье уже хотелось стать историком-археологом, ездить на раскопки…
Как же важно для ребенка встретить на своем пути таких преподавателей, которых можно слушать, затаив дыхание, следить за каждым их движением, внимать каждому произнесенному слову! А в итоге самому выбрать профессию учителя так рано. И на всю жизнь.
Ее ученики — гордость. Ее семья — опора и радость
Но вот позади школа, поступление в педучилище и получение профессии учителя начальных классов. И почти 20 лет работы по этой специальности в Божковской школе. За это время в жизни настал момент выбора в получении высшего образования. Стремление быть русистом превалировало над другими. Тем более на тот момент русистов не хватало.
Обучение получала в Ростовском государственном педагогическом университете (РГПУ) заочно, не прерывая работу учителем начальных классов. И теперь годы преподавания русского языка и литературы в родной школе подошли к цифре 15.
Ученики Натальи Николаевны показывают хорошие результаты не только в стенах школы, но и при поступлении в высшие учебные заведения. Есть и студенты, выбравшие профессию учителя.
Еще одна важная деталь: мама нашей героини Валентина Ивановна Маланина тоже была учителем начальных классов. Сейчас она на пенсии.
Чем еще богата жизнь Натальи Николаевны Овчаровой? Ее детьми. У нее два сына. Один работает инженером по технике безопасности информационных сетей (он окончил ВУЗ в Таганроге). Второй — управленец, менеджер (окончил ВУЗ в Москве). Есть уже и внучки — двух и восьми лет.
Дома лениться не приходится: есть теплица, где растут помидоры и огурцы. Коронное блюдо на кухне — пирожки. Не чужда ей физкультура — скандинавская ходьба и езда на велосипеде. Вот такой она разносторонний человек. А о себе говорит так:
— Я, не задумываясь, принимаю решения в этом водовороте событий. Мне кажется, я не старею, а молодею.
Можно только пожелать Наталье Николаевне Овчаровой оставаться вот такой: энергичной, позитивной и устремленной в будущее.
Лидия Егорова. Фото из архива Н.Н. Овчаровой.