Сегодня у нас состоялся диалог с руководителем Пенсионного фонда в г. Красный Сулин и Красносулинском районе Виктором Горгулевским. Мы задали ему несколько вопросов.
— Виктор Александрович, с какими сложностями при представлении электронных сведений о трудовой деятельности чаще всего сталкиваются работодатели? Какие ошибки они допускают?
— На текущий момент представление сведений о трудовой деятельности (сведения представляются по форме СЗВ-ТД) осуществляется в штатном режиме в сроки, предусмотренные законодательством.
Однако ПФР продолжает выявлять ошибки, допущенные работодателями при представлении сведений о трудовой деятельности. Основная ошибка — это отсутствие информации о трудовой деятельности работника по состоянию на 1 января 2020 года.
Когда сведения о работнике представляются впервые, работодателям необходимо дополнительно внести в отчетную форму информацию о трудовой деятельности работника по состоянию на 1 января 2020 года в соответствии с последней записью, занесенной в трудовую книжку до 1 января 2020 года.
Информация о трудовой деятельности работника по состоянию на 1 января 2020 года должна была быть представлена на всех работающих граждан до 15 февраля 2021 года. Тем не менее есть некоторое количество граждан, в отношении которых данная информация отсутствует. Специалисты ПФР проводят необходимую работу с работодателями.
В случаях приема на работу и увольнения работника сведения должны передаваться в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа.
— Предполагается ли перевод в электронную форму сведений о трудовой деятельности, внесенных в трудовую книжку до 2020 года?
— В марте 2021 года в законодательство (закон от 24.02.2021 №30-ФЗ) внесены изменения. Теперь граждане, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту) до 31 декабря 2019 года, вправе обратиться в органы Пенсионного фонда с заявлением о включении в информационные ресурсы ПФР сведений о своей трудовой деятельности до 1 января 2020 года согласно записям в трудовой книжке.
На сегодняшний день на стадии утверждения находятся нормативные документы, которые устанавливают порядок обращения и перевода записей трудовой книжки в электронную форму.
На лицевых счетах граждан в системе персонифицированного учета ПФР уже содержатся сведения о периодах работы до 2002 года и последующие периоды, которые собраны Пенсионным фондом для учета пенсионных прав граждан и нужны для назначения пенсии. Поэтому вопрос перевода всех записей трудовой книжки в электронный вид не является актуальным для большинства граждан.
— Электронная трудовая — это действительно удобно, но не все оценили это нововведение, мотивируя свою точку зрения определенными рисками. Чего боятся жители?
— Основной аргумент граждан — возможные ошибки в электронных сведениях и потеря данных ПФР.
Но человек, выбравший электронный вариант ведения трудовой книжки, имеет возможность систематически в режиме онлайн осуществлять контроль информации, внесенной работодателем в сведения о его трудовой деятельности. Он может самостоятельно формировать в личном кабинете на сайте ПФР или на портале госуслуг выписки из своего лицевого счета. Оперативное обнаружение ошибок, допущенных работодателем, это еще одно из преимуществ перехода на электронный вариант учета сведений о трудовой деятельности.
Что касается сохранности базы данных ПФР, то информационная система ПФР полностью соответствует всем требованиям в области защиты персональных данных. Мы можем с уверенностью гарантировать полную защиту информации от программных сбоев и хакерских атак.
— Виктор Александрович, как человеку, который нашел некорректные сведения о своём трудовом стаже, исправить или дополнить сведения?
— Изменения в сведениях о трудовой деятельности, которые ранее поступили от работодателя, производятся исключительно на основании уточненных (откорректированных) сведений, представленных этим работодателем. Если работник обнаружил ошибку в сведениях о трудовой деятельности, ему необходимо написать заявление своему работодателю. На основании представленного в ПФР отчета будут внесены соответствующие исправления в сведения о трудовой деятельности работника.
— Есть ли планы полностью отказаться от бумажных трудовых книжек?
— Если человек выбрал бумажную трудовую книжку и в дальнейшем не напишет заявление на ведение электронных сведений, то работодатели обязаны до конца его трудовой деятельности продолжать заполнение бумажной трудовой книжки.
Однако, начиная с 2021 года, для молодых людей, которые впервые устраиваются на работу, оформление бумажных трудовых книжек не предусмотрено. Для данной категории граждан сведения о трудовой деятельности будут формироваться только в электронном виде.
Таким образом, будет происходить постепенный переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности.
— Благодарю за ответы на вопросы наших читателей.
Лариса Сыроваткина.