Очень нравится нам писать статьи о людях и их увлечениях. Есть особые профессии, которые настолько захватывают человека, что становятся их главной задачей и занятием. Одна из них звучит гордо — учитель. Мне довелось недавно пообщаться с чудесным человеком. Хочу представить вам Наталью Курносову, учителя русского языка и литературы Чернецовской школы:
— Когда-то в раннем детстве, в 5-6 лет, я и моя подруга решили готовить небольшие выступления для старушек, соседей, собиравшихся по вечерам на завалинке. Мы пели, танцевали. Вскоре к нам добавились другие дети с улицы. А соседи с удовольствием ждали наших концертов. Уже тогда, в детстве, я поняла, что отдавать частичку своего тепла, своей радости другим – это большое удовольствие и наслаждение. Годы в школе только подтвердили детские мысли, потому что перед глазами был образец такого же доброго, чуткого, отдающего свою душу классного руководителя В.В. Гуровой. И, будучи ребенком, я решила: стану такой же, буду учителем!
Справка «КВ»:
Н.Н. Курносова всегда привлекает своих учеников к участию в творческих конкурсах, конкурсах сочинений, инсценированной песни, чтецов, где ее ученики становятся призерами. Вместе с ними она участвовала летом и осенью 2020 г. в Российском конкурсе «Большая перемена» и была наставником в команде. Учитель старается вместе с детьми не пропустить ни одного челленджа. На протяжении нескольких лет ребята становились призерами муниципального конкурса поделок, организуемого ЦДТТ.
Постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2020 г. прошла профессиональную переподготовку по теме «Проектирование урока русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий». Прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе в Москве.
Лауреат Муниципального конкурса «Учитель года» (2016). С 2017 года имеет высшую квалификационную категорию. За высокие результаты в обучении в 2020 году награждена Благодарственным письмом Министерства образования Ростовской области.
— Наталья Николаевна, где же вы получали свой диплом — заветный пропуск на любимую стезю?
— Я получила диплом Каменского педагогического колледжа с записью: «Учитель начальных классов, воспитатель групп продленного дня», а в 2001 г. в Ростовском государственном педагогическом университете мне вручили диплом учителя русского языка и литературы.
— Ваше первое место работы, и сколько вы уже в статусе учителя?
— Меня сразу с радостью приняла моя родная школа, распахнула свои двери и увлекла в свой волшебный мир. Сегодня стаж моей педагогической деятельности — 27 лет. Я — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
— Есть ли у вас девиз или жизненное кредо?
— Мое педагогическое кредо: будь терпелив в ожидании чуда, и будь готов к встрече с ним в каждом ребенке.
— Что вы считаете самым главным в работе, что значит быть учителем?
— Суть ее в трех заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.
— Работа с детьми не бывает простой. Как вы справляетесь?
— Вера в ребенка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха – залог успешности каждого учителя, а значит, и ученика. Помогает применение инновационных образовательных технологий. Работа современной школы без этого невозможна. Изменилось оснащение класса, теперь активно используются информационно-коммуникативные технологии, средства, интерактивные доски. На уроках мы не только выполняем упражнения, но и смотрим видеофильмы, обучающие ролики. В этом году использовала новый вид проекта для себя – это совместная работа родителей и детей над проектом «Диалекты моего края». На своих уроках предлагаю детям проблему и вовлекаю в работу над нею. Считаю, работа пройдет безрезультатно, если не будет рефлексии. Обязательно провожу с учащимися анализ деятельности на уроке, коллективный или индивидуальный, обращаясь к выполнению целей.
— Это звучит очень серьезно, но детям серьезность свойственна редко. Как же веселье?
— Конечно, основная деятельность детей — игра. Я не упускаю возможности обучать детей играя. Часто провожу нестандартные уроки. Прочно вошли в мою работу и здоровьесберегающие технологии. Активно начала изучение и использование корригирующей гимнастики на уроках. Это приемы гимнастики для формирования правильной осанки, профилактики сколиоза, плоскостопия.
Я — классный руководитель 10 и 11 классов. А значит, наша внеурочная, внеучебная деятельность также насыщенна и разнообразна. В школе разработан цикл этических классных часов с широкой тематикой. Считаю обязательным разговор с детьми о здоровье. Ежегодно стараемся не отставать и от празднования памятных для России дат. Все классные часы были открытыми. Каждый год я готовлю со своими классами музыкальные номера для выступления на Празднике Победы в ДК.
— Есть ли у вас достижения? Расскажите о них.
— Один из таких результатов – это сдача моими учащимися ЕГЭ. Мои ученики получали 4 и 5, а значит, набрали 100% качества. Горжусь ими. Достижениями в моей работе стали победы и участие ребят в различных конкурсах, дистанционных олимпиадах. Стараюсь и я не отставать от своих учеников и участвую в различных конкурсах, жаль, что сегодня они проходят все еще дистанционно.
— Как вы отдыхаете, как справляетесь со стрессом?
— Минуты отдыха я посвящаю своему новому увлечению. Как-то дома, пытаясь сделать красивым уголок отдыха, я попробовала слепить гипсовые скульптуры. Занятие так меня увлекло, что стало моим хобби. Это увлечение я принесла и в школу, где сейчас мои ученики с удовольствием лепят со мной сказочные скульптуры для участия в районных конкурсах. Другим моим увлечением являются путешествия по родному краю. Я посетила Вешки, Таганрог, Старую Станицу, Новочеркасск, а сколько еще впереди! И, конечно, свои силы я черпаю в моей любимой семье, где приносят мне радость двое моих детей. Для меня является надежной опорой и защитой мой муж. Сегодня, имея дружную семью, любимые увлечения и прекрасную профессию, я точно могу сказать: «Моя мечта работать в школе и давать детям знания сбылась!».
Мнение коллег всегда имеет значение, ведь чувство локтя и поддержка в коллективе говорят о тесных эмоциональных связях
В.Г. Головченко, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе:
- Наталья Николаевна Курносова — опытный учитель, ее отличает высокий уровень профессионального мастерства, творческой инициативы в организации образовательного процесса. Каждый её урок — это совместное творчество учителя и ученика. Она выбирает наилучшие методы обучения, учитывая психолого-педагогические и физиологические особенности ученика. Наталья Николаевна интуитивно создает на уроке условия для проявления познавательной активности учеников. Дети заинтересованы в работе класса. Она поощряет стремление каждого ученика находить свой способ работы. Особый климат доверия к ребенку важен, ведь такие условия позволяют развить у ученика уверенность в себе.
Л.В. Давиденко, учитель начальных классов:
- Одной из особенностей учителя являются способность обеспечить единство обучения и воспитания детей, формирование интеллектуального и нравственного развития личности.
В.В. Гурова, учитель математики:
- Самообразование, неординарный подход к каждой задаче, внимание к личности ученика позволяют этому прекрасному учителю добиваться устойчивых положительных результатов — ее выпускники успешно сдают экзамены в форме ЕГЭ и поступают в различные ВУЗы страны.
Но ярче всего о своем учителе могут сказать его ученики
Тищенко Татьяна, ученица 6 класса:
- Из всех учителей мы чаще всего встречаемся с Натальей Николаевной, ведь русский язык по расписанию идет каждый день. Ей трудно с нами, потому что мы очень шумные. Но она нас не ругает и для каждого находит доброе слово.
Балиева Диана, ученица 10 класса:
- Мой самый любимый учитель и классный руководитель — Курносова Наталья Николаевна. Она преподает русский язык и литературу. Когда я перешла в 5 класс, у нас появилось много учителей по разным предметам. Мне сразу понравилась Наталья Николаевна. Она справедливая, отзывчивая, искренняя. Своим позитивом заряжает и нас, наверное, поэтому мы часто побеждаем в конкурсах.
Поникарова Надежда, ученица 11 класса:
- В этом году мне придется расстаться со своей классной руководительницей Курносовой Натальей Николаевной. Вместе мы уже 7 лет. За это время было много разного, но она всегда была рядом. Она учила меня ответственности за принятые решения. Теперь я точно знаю, что никогда не надо сдаваться и останавливаться на достигнутом, а учитель в нужный момент всегда поддержит, похвалит. Я многому научилась, общаясь с Натальей Николаевной. Пользуясь случаем, хочу сказать ей за все большое спасибо!
Анна Ревенко.
Фото из архива Н. Курносовой.