Утилизационный сбор — налог, который платят импортеры и производители всех транспортных средств. Полученные от него средства идут на переработку автомобилей после того, как они выйдут из строя. Это одноразовый платеж, и если его уже оплатил производитель или импортер, то последующие собственники освобождаются от этой обязанности автоматически.
Почему тема повышения цен на утилизационный сбор так широко обсуждается? Дело в том, что чаще всего его платят импортеры подержанных иномарок, которые привозят их из-за границы. С 1 мая 2025 года планируется перерасчет сбора в сторону увеличения для машин, ввезенных из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.
Почему государство решило повысить цены на этот налог?
Повышение утилизационного сбора направлено на защиту внутреннего рынка. Оно затрудняет импорт, особенно из Китая, и стимулирует развитие отечественных брендов, таких как «Лада». Власти стремятся привлечь иностранных производителей к открытию своих предприятий в России, но пока эти усилия не приносят заметных результатов: китайские компании наращивают продажи, но не спешат запускать производство в стране.
Кроме того, утилизационный сбор помогает бороться с «серым» импортом. Перегонщики из ЕАЭС экономят на пошлинах, из-за чего российские автодилеры теряют покупателей.
Кто пострадает от нововведений больше всего?
Сильнее всего пострадают перегонщики и перекупщики, так как они потеряют значительную часть прибыли. В числе пострадавших окажутся любители подержанных иномарок, которые с принятием нового закона резко возрастут в цене. Для машин старше трех лет объемом свыше 3 литров сборы поднимутся до 3-4 миллионов рублей. Также майское повышение не обрадует покупателей электромобилей.
Кого новые правила не коснутся?
Новые правила не коснутся поклонников «Лады», так как отечественные машины не попадают под импортные ставки. Для физических лиц, использующих автомобиль до 3 литров для личного пользования, ставка составит: 3400 рублей для новых и 5200 рублей для авто старше трех лет.
На основе данных 2024 года и прогнозов на май 2025 года, с учетом Евразийского экономического союза, можно привести следующие приблизительные суммы для популярных категорий:
Новые легковые автомобили с объемом двигателя 1–2 литра:
Январь 2025: 667 400 рублей.
Май 2025 (с учетом ЕАЭС): около 1 000 000 рублей (плюс доплата пошлин).
Легковые автомобили старше 3 лет с объемом двигателя 2–3 литра:
Январь 2025: 2 839 000 рублей.
Май 2025 (с учётом ЕАЭС): около 3 500 000 рублей.
Электромобили (новые):
Январь 2025: 667 400 рублей.
Май 2025 (с учётом ЕАЭС): около 900 000 рублей.
Окончательные суммы будут определены после выхода соответствующего постановления, но общая тенденция ясна: размер сбора будет зависеть от объема двигателя и возраста автомобиля.
Екатерина Замулинская. Фото автора