Удивительная ситуация сложилась в нашей стране за последнее время. С одной стороны есть те, кто не может найти работу, и их немало! С другой – стали остро заявлять о нехватке кадров. В чем же дело? Давайте разбираться.
Дадим слово аналитикам
Аналитики hh.ru выяснили, что 53% ищущих работу, ни разу не обращались в службу занятости. Опрос проводился среди 4 тысяч клиентов hh.ru – рекрутингового сервиса, помогающего найти работу и подобрать персонал в Москве. Из обратившихся за пособием в центры занятости трудоустроиться смогли только 6% из этих 4 тысяч.
Но вот такой постановке вопроса возражает директор Центра прикладных исследований и разработок Высшей школы экономики Санкт-Петербурга Александр Курячий. Он считает, что низкий процент трудоустроившихся в исследованиях hh.ru отличается от реального. Дело в том, что в рекрутинговых сервисах и службах занятости охвачены разные сегменты безработных. Он говорит:
— В службы занятости обращаются те, у кого действительно исчерпаны уже все возможности по поиску работы; люди, которые выпали из современного рынка труда. Службы сейчас работают на максимум, но они прежде всего ориентированы на рабочие специальности. И работают в основном со взрослым и низкоквалифицированным сегментом, для которого потеря работы гораздо более критична, чем для молодежи, которой при случае еще могут помочь родители. Эксперт также считает, что в центры занятости обращаются те, кто подрабатывает, а полученные пособия – это просто дополнительный доход.
А вот замечательным ответом на все эти рассуждения экспертов стал комментарий под одним из материалов: «Вакансий куча, но условия адовые, а зарплата в основном низкая. Если бы смотрели не на цифры в бумагах, а на факт, то понимали бы, откуда много незанятых мест и почему они не заняты…».
Кто станет не нужен
Где-то полтора-два года назад средства массовой информации опубликовали данные о том, в каких специалистах скоро рынок труда нуждаться не будет: их заменят нейросети. Вот они: дизайнеры, маркетологи, копирайтеры, программисты, логисты, бухгалтеры, менджеры по продажам, HR-специалисты, финансисты, социологи, юристы, журналисты, преподаватели, психологи. Это результат опроса представителей бизнеса, в котором приняли участие более 1,7 тысячи человек. Причем список составлен по мере убывания с рынка труда. Как видите, на первом месте оказались дизайнеры. А буквально месяц назад на глаза попалась информация (и не одна) о том, что работодатели заявили о нехватке этих самых дизайнеров, причем с увеличением заработной платы!
А дело было так. Дизайнерам предлагалась вакансия с окладом от 30 до 40 тысяч рублей. При этом уже шло абсолютно реальное вытеснение их с рабочих мест за счет использования возможностей нейросети. Отток этих специалистов дал свои «плоды» — в них стали нуждаться.
Рабочие руки – на вес золота
Идем дальше. Оказывается, предприятия испытывают острейшую нехватку кадров – уже целых 25 лет! Компании даже переманивают сотрудников у конкурентов. Каких же специалистов не хватает на рынке труда больше всего?
Не хватает специалистов обрабатывающих производствах, на предприятиях промышленности, водоснабжения, добычи полезных ископаемых, транспортировки и хранения.
И произошло вот что: когда-то непрестижные и низкооплачиваемые работы перешли в разряд «золотых». Это рабочие профессии: 15% запросов приходится на сварщиков (конечно же, речь идет о профессионалах высокого класса), 9% — на монтажников металлоконструкций и технологических трубопроводов, 4 % — слесарей и 72% — на рабочих разных строительных специальностей.
И совсем свежая информация: даже в деревнях очень сложно сейчас найти высококвалифицированного печника! Их, как говорится, днем с огнем не сыщешь.
Видны результаты и тех лет, когда в каждом объявлении о приеме на работу можно было увидеть такую приписку: «до 40-45 лет». Это аукнулось. И сейчас этих специалистов ищут среди тех, кому уже за 50.
Совсем недавно, буквально с неделю назад, встретился материал с описанием ситуации, когда на пенсию отправили с завода мастера из тех, кто с золотыми руками. Прошли годы. И золотых рук просто не осталось. Администрация завода вплотную столкнулась с проблемой кадрового голода. Послали гонца к этому бывшему работнику. А он, оказывается, за это время соорудил у себя в гараже мастерскую, открыв свое дело, и добился отличных результатов. Когда он задал вопрос об окладе заводчан, узнал, что от 120 тыс. рублей, но ему предложили 60-70. Гонца он «направил» назад, ответив, что в своей мастерской он с меньшими затратами энергии получает несравнимо больше.
Что привело к кадровому голоду?
И все-таки почему при самой низкой в стране безработице в 2024 году 2,4% (это минимальный показатель! Такого никогда не было в истории России) такая ощутимая нехватка рабочих рук? Вот мнение экономистов. Здесь имеется четкий расклад.
А именно вот что: взятое ранее направление на импортозамещение, более интенсивное развитие предприятий в последние годы, низкая рождаемость в 90-х (количество 18-летних в 2007 было 2,5 млн. человек, сегодня — 1,5 млн.), высокая смертность в эпидемию коронавируса, большой отъезд (особенно молодых айтишников) специалистов за пределы страны, усиление военно-промышленного комплекса (создано 500 000 новых рабочих мест), уход мужского населения на военную службу в связи с частичной мобилизацией. И последнее : отток мигрантов из страны.
Есть еще один момент. Оказывается, за последние несколько лет (с 2020 года) 10 млн. наших сограждан оформили самозанятость.
За последнее время выявилась и еще одна тенденция — некий трудовой «инфантилизм» молодого поколения. В 90-х 80% молодых людей 20-24 лет уже работали. Сейчас только – 60%. Количество же работающих мужчин предпенсионного и пенсионного возраста возросло с 70 до 85%. Эти вышеуказанные данные представлены институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук ( РАН).
О молодых замолвим слово
Тему молодых хочется развить. Начнем с того, что сегодняшние выпускники ВУЗов желают получать после выпуска в среднем 82 тысячи рублей (информация на январь 2024 года). Причем эта зарплата стоит у них пунктом №4. Запросы такие: гибкий график, баланс работы и личной жизни, сплоченный коллектив и только после этого – зарплата. Привлекают выпускников такие работодатели, как «Сбер», «Тинькофф», Газпром, «Яндекс» и VK.
А вот статистика по Ростову. В 2024 году более половины ростовских студентов хотели получать 40-60 тысяч рублей после выпуска из ВУЗа.
Данные 2024 года: молодые специалисты после окончания учебы получают от 90 до 130-150 тыс. рублей. Спрос на юристов и выпускников, имеющих технические специальности.
Наметилась еще такая тенденция по стране: 62,5% девятиклассников не идут сегодня в десятый класс. Они выбирают колледж. Причем аттестаты многих из них имеют средний балл от 4 до 4,9. То есть можно сказать: идут хорошисты и почти отличники. При этом самые востребованные для них здесь — железнодорожное, авиационное направление и химическая промышленность.
Вот такая ситуация сегодня у молодого поколения – будущей надежды нашей экономики. А ситуация в стране в целом меняется так стремительно, что эксперты говорят об этом так: на те изменения, что произошли в стране за последние два года, в нормальных условиях понадобились бы десятилетия.
Чем будем «лечиться»?
Кадровый голод. Что же предпринимает государство для решения этой проблемы?
Вот важная информация на эту тему. Появился новый национальный проект «Кадры». Он призван объединить усилия государства, бизнеса и образования. Задача — выстроить систему профессиональной подготовки от профориентации в школе до переобучения на протяжении всего профессионального пути. Об этом говорил Председатель Правительства РФМихаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами в октябре этого года.
Говорилось об учете потребностей предприятий, демографических и многих других данных. И на такой базе данных будет форматироваться обоснованный прогноз спроса на трудовые ресурсы на пятилетний период.
Но что делать сейчас, пока этот маховик не заработал в полную силу? Вот что советуют эксперты.
Оказывается, поиск трудовых ресурсов бывает активным и пассивным. Активный – налаживание тесных контактов с теми, кто представляет интерес агентства занятости, ВУЗы, колледжи, СМИ, социальные сети.
Пассивный – привлечение персонала из внутренних источников (перемещение сотрудников на вышестоящее должности). Модное течение (им пользуются крупные компании) – «Приведи друга».
Еще одно предложение – аутсортинг, передача части функций, операций или бизнес-процессов – подрядчику. Такой подход позволяет снизить расходы сотрудников, без увеличения трат улучшить качество работы и избежать проблем, которые могут возникнуть при найме. А еще создать гибкие графики работы, когда сотрудник может работать удаленно, по контракту.
А главный совет: ценить кадры и дорожить ими.
Думается, что говорить о кадровом голоде необходимо с учетом главного: огромной разницы по этому вопросу для крупных городов и небольших, провинциальных, с абсолютно разными исходными данными. Будем только надеяться, что новый нацпроект с его учетом всех этих данных все расставит на свои места.
Но вернемся к исследованиям ИНП РАН. В этом институте ожидают снижения числа занятых при более высоком ВВП. И этому будет способствовать автоматизация труда.
Странная все-таки у нас жизнь. И именно сейчас при нехватке рабочих рук экономисты говорят, что это сдерживающий фактор для развития национальной экономики. А для развития нужно максимально автоматизировать производство, развивать новые технологии… И ты понимаешь, что движение вперед приведет к еще большему снижению числа занятых, а позже – к увеличению ничем не занятых и никому не нужных людей…
Лидия Егорова.