Россия славится учительскими династиями

Обзоры

Школа №10 прошла долгий путь: от церковно-приходской, затем начальной, семилетней и, наконец, до полной средней школы. В 1962 году на месте церковной площади храма Святого апостола Андрея Первозванного было построено современное здание. В составе ее коллектива на протяжении 56-летней истории существования не только было много замечательных учителей, но и создались шесть педагогических династий. Общий педагогический стаж некоторых в сумме проработанных лет образует внушительные цифры.

Например, династия, представленная тремя поколениями: Л.М. Гаврицкова — учитель математики, ее муж М.А. Гаврицков — учитель физики и трудового воспитания, их дочь Т.М. Прудий — учитель физики и изобразительного искусства, внук А.В. Прудий — преподаватель кафедры «Энергетика» ДГТУ, и внучка О.В. Ищенко — учитель географии. В итоге они проработали в системе образования 104 года, из них в школе №10 — 97 лет. Для Л.М. Гаврицковой был характерен демократический метод обучения математике. Никто никогда не слышал ее повышенного голоса. Но она могла всегда заинтересовать шансом подтянуть оценки или подкрепить знания, при этом часто использовала нестандартные формы проведения уроков с целью заинтересовать детей своим предметом. Человек очень энергичный, беспокойный, она не только великолепно знала свой предмет, но и была в курсе детских тайн и проблем ребят. Она видела каждого учащегося и каждому стремилась помочь. Ее увлечением была математика, даже дома каждую свободную минуту она любила решать математические задачи из сборников повышенной сложности. 

М.А. Гаврицкого отличала активная жизненная позиция. Он был не только профоргом и парторгом школьного коллектива, но и его душой, великолепным организатором различных школьных праздников. Кроме того, у него были золотые руки, вся школьная техника просто оживала благодаря ему. Здесь работал фотокружок со своей фотолабораторией. Самые запоминающиеся события школьной жизни были запечатлены им. На новогодних утренниках зал всегда украшала ярко наряженная елка, которая непременно крутилась, сверкали гирлянды, новогодние панно. Все это было сделано его руками и учащимися старших классов. Школьные кабинеты исправно снабжались сделанными на уроках труда указками, швабрами, полками, стендами. Не было проблем с тем, чем подмести пол. На пришкольном участке выращивалось просо, из него вязались веники для хозяйственных нужд. Необходимый в работе инвентарь — секаторы, грабли, лопаты — содержался в порядке и всегда был под рукой. Очень многими приборами, которыми был оснащён кабинет физики, школа обязана именно ему. 

Т.М. Прудий в силу специфики своей специальности любит детей, умеющих творчески мыслить и трудиться, при этом ребенок не обязательно должен быть отличником. На вопрос: «Как, по-вашему, найти подход к детям?» отвечает легко: «Нужно просто уважать их, но не заискивать перед ними, добиваясь дешёвого авторитета!». 

Педагогическое кредо этой династии: «Каждый ребенок уникален и неповторим, нужно помогать раскрываться ученикам и развивать их способности. Но без собственного желания и трудолюбия это сделать невозможно.    Поэтому именно умение трудиться и есть основополагающее качество личности ребенка». 

Гаврицков Гаврицкова  Пруд  Пр  Ищенко

 

 

Другая династия, представленная также тремя поколениями: Н.С. Тугулёва — учитель начальных классов, ее дочь Г.Ю. Марьина — учитель начальных классов, племянница И.В. Барыбина — учитель русского языка и литературы, и внук Д.Б. Денисенко — учитель физкультуры. Эта династия суммарно проработала в системе образования 90 лет, в школе №10 — 61 год. 

Н.С. Тугулёвой удалось выработать свой собственный стиль общения с учениками: доверительная, ободряющая улыбка и многочисленные поощрения за работу. Всегда умеет наладить хороший контакт с родителями учеников. 

Общее педагогическое кредо этой династии: «Не только учить детей, но и формировать черты их характера: доброту, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, товарищество, уважение и любовь к своей малой родине. Развивать в них любознательность, в том числе к истории и культуре казачества донского края». 

50  Марьина Г  Барыб  физ

 

Еще одна династия, также представленная тремя поколениями и отдавшая системе образования в общей сложности 62 года, а школе №10 — 21 год: Н.И. Ларионова — учитель русского языка и литературы, ее дочь Н.С. Заикина — заместитель директора по УВР, преподаватель химии и биологии, и внучка Т.К. Заикина — учитель начальной школы. 

В детях больше всего ценным считают настойчивое стремление к достижению поставленной цели, целостность личности и способность реально оценивать свои возможности и способности.

Педагогическое кредо этой династии: «Оставаться собой, верным человеческим принципам, в любой ситуации сохранять человеческое достоинство». 

Ларионова  Заик Без имени1

 

 

Династия, представленная двумя поколениями: Н.М. Сажнева — учитель начальных классов, и ее дочь А.А. Михалева — также учитель начальных классов. Эта династия очень хорошо известна в п. Сулин не только своим профессионализмом, но и увлечением краеведением. Для них это не только хобби, но и смысл жизни. Н.М. Сажнева является знатоком истории поселка Сулин и хранителем ценнейших исторических архивов о нем, начиная с «Ревизских сказок 1856 года», плана поселка Сулин 1872 года и многого другого. Кроме того, она —  соавтор книги «У слияния двух рек», которая стала завершением огромной многолетней, кропотливой краеведческой работы. За краеведческую работу учителю было присвоено звание «Почетный житель поселка Сулин». 

Общее педагогическое кредо этой династии: «Дети разные, но объединяют их беззаботное детство и надежды на светлое будущее. Необходимо чувствовать себя нужными детям, быть для них «своими», смотреть в их глаза и видеть себя. Любить детей и уметь поставить себя на их место и их глазами оценивать свои действия, создать каждому ребенку ситуацию успеха, уверенности в себе». 

Сажнева  40

 

 

Династия, представленная двумя поколениями — сестрами и их дочерьми. С.Л. Сазонова — учитель русского языка и литературы, Л.Н. Горбачева — учитель географии и педагог дополнительного образования, преподаватель итальянского языка, М.С. Клименко — учитель начальной школы, А.С. Сазонова — преподаватель английского языка, И.Ю. Карташова — преподаватель английского и немецкого языков. 

Они не только увлечены своей профессией, но и имеют необычные хобби — от моделирования и дизайна одежды для детских игрушек, акварельной живописи, путешествий и публикаций путевых очерков до изучения японского языка и японской культуры. 

Общее педагогическое кредо этой династии: «Учитель сам должен быть образцом принципиальности, морального и этического воспитания, профессионализма. Только тогда он может прививать и воспитывать в своих учениках основополагающие человеческие качества: уважение и отзывчивость друг к другу, к родителям, к пожилым людям, любовь к своей семье, к Родине, к природе. Только тогда он может раскрывать творческий потенциал и развивать общее мировоззрение и нестандартное мышление в детях». 

Горбачева  Без имени  Сазонова  Клименко  35


 

Еще одну династию представляют Л.А. Реброва — бывший директор школы №10, и ее дочь О.В. Курсенко — учитель информатики и библиотекарь школы. 

Под руководством Л.А. Ребровой школа стала первой казачьей школой в Красносулинском районе. Именно при ней сформировались новая школьная модель воспитательной системы, концепция школы, образовательная программа и программа развития школы. 

Педагогическое кредо этой династии: «Учитель должен обладать самодисциплиной, тогда он сможет создать на уроке соответствующую рабочую обстановку, мотивировать учеников на максимальное восприятие материала и практическую отдачу. Дисциплинированность ребят есть залог удачного ученического процесса, и тогда каждый заданный школьником вопрос является свидетельством его внимания и понимания, что доставляет особую радость учителю».

Реброва  Курсенко

 

Каждый из этих людей — большой профессионал своего дела. Л.М. Гаврицкова, М.А. Гаврицков, Т.М. Прудий, Н.С. Тугулёва, Н.М. Сажнева, Л.А. Реброва удостоены звания    «Ветеран педагогического труда», Н.М. Сажнева — «Отличник образования». Кроме того, многие из них имеют не только педагогическое, но и второе высшее образование: лингвистическое, экономическое, техническое, гуманитарное и даже международное психологическое. Каждая из этих династий сыграла свою роль в становлении и формировании огромного числа учеников не только школы №10, но и учебных заведений Ростова-на-Дону, Воронежа, Шахт и даже… Пекина. Многие заняли достойное место в жизни общества. Ведь учительский труд — это не только проведение уроков, ежедневная оценка работы учеников, но и огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Именно эти качества огнем зажигают сердца этих людей и теплом согревают их души. Только с таким отношением к собственной профессии можно отдавать этому нелегкому делу по 30-40 лет. Только настоящую любовь к своей профессии можно передать своим детям и внукам. При этом обладать не только терпением и тактом, но и мужеством, чтобы выбрать профессию учителя, которая, к сожалению, престижной и высокооплачиваемой в нашей стране в данный исторический период не считается. 

23

Церковно-приходская школа храма Святого апостола Андрея Первозванного.

 

24

Открытие школы №10  Открытие школы №10  Т.М. Чистяковой.

 

22

Школа №10 в наши дни.

 

К сожалению, не все представители этих педагогических династий живы, нет уже М.А. Гаврицкова, Н.И. Ларионовой, Л.А. Ребровой. Но они по-прежнему живут не только в памяти своих учеников, но и в делах своих последователей — детей и внуков, продолживших их путь. 

Лариса Горбачева, учитель географии. Мария Барыбина, ученица 9 класса школы №10.

Красносулинский вестник
Добавить комментарий