Звезда по имени Сириус

Звезда по имени Сириус

Весной я собрала все свои грамоты и табели и отправила их на сайт Образовательного центра "Сириус", наверное, лучшего в стране. Я особо не ждала ответа: понимала, что будут еще тысячи детей, участвовавших в олимпиадах и конкурсах масштабнее моего, а значит, у меня, девочки из маленького города, шансов не так-то много. Приглашение пришло. Это случилось в июне во время сдачи экзаменов, и тогда я просто перечитывала его снова и снова, а в голове нарастал голос, кричавший: "Сириус"! Этим летом я еду в "Сириус"!".

"Сириус" - это образовательный центр, созданный по инициативе Президента РФ В.В. Путина на базе одного из объектов, оставшихся после Олимпиады в Сочи 2014 года. Он предложил создать учреждение, попасть в которое станет поощрением и возможностью для талантливых детей общаться с людьми совершенно разных направлений.

Всего в ОЦ "Сириус" реализуется три направления: наука, искусство и спорт. Отсюда и девиз "Сириуса": "Исследуй, твори, побеждай!". В каждом направлении есть свои ответвления, например, в моей смене наука принимала химиков и готовила их к государственным и международным олимпиадам; искусство подразделялось на живопись, скульптуру, музыку, балет и литературное творчество, куда попала я, где создавались авторские произведения; спорт представляли фигуристы и хоккеисты, им предстоял отбор в команды.

"Сириус" очень отличается от всех других школ и лагерей (сам он не относится ни к тому, ни к другому). Он как отдельная Касталия в стране или современный Хогвардс (по крайней мере, по количеству еды не уступал). В нем есть свой девиз, 12 ценностей, названных латинскими буквами (вроде "береги время…", "привнеси творчество в каждый свой день...", "учись управлять собой:…"), свои и порядки.

IMG 2043

Конечно, мне бы уже пора перейти к повествовательной части, но я никак не могу опустить внешний вид "Сириуса".

В первые дни пребывания там я поражалась каждую минуту. Изнутри корпус оформлен очень современно и удобно. По сторонам - красные закругленные кресла, в центре - широкая лестница, ведущая в главный холл, где размещался ресторан, "муравейник" (место, где встречались дети всех направлений и собирались группы на обед), выглядевший настоящим муравейником благодаря многоярусным диванам и множеству людей, стеллажам с книгами и креслам для чтения. Чуть дальше - коридор, где выставлены фотографии известных деятелей, бывавших в "Сириусе", хоккейных команд и созданных в центре спектаклей. Там же на витринах выставлены вылепленные стажерами скульптуры, этот "коридор славы" ведет к актовым залам, где проходят встречи, лекции и игры.

В здании есть аудитории, названные в честь русских ученых, коридором оно соединяется с "новой школой" - круглым стеклянным строением, где проходят занятия в учебное время. Школа напоминает кольцо, а в центре у нее - внутренний дворик, где растет старое дерево, а под ним разбросаны цветные пуфы, на которых можно найти почти уснувших стажеров в короткий перерыв. Школа выглядит как инновационный проект, настолько она отличается от обычных образовательных учреждений. 

Поскольку центр переделывали для детей, многие здания приобрели новое назначение. Например, "научный клуб", или, по-другому - "НИИ", в прошлом - ночной клуб. В нем сохранились сверкающие стены в виде волн разных размеров и огромные люстры, похожие на клубки из огоньков, веранда, теперь уложенная мягкими пуфиками. А из бывшего бара сделали библиобар, где можно было брать книги. 

В первые дни мы не особо понимали, что происходит. Расписание было идеальным: завтрак, обед и ужин. А между ними стояли пункты "ЗАЕЗД Сочи-Адлер". Дети "Сириуса" приезжают со всей страны, порой из одного города встречают всего одного человека, потому, пока соберутся или разъедутся все группы, пройдет несколько дней.

В августе 2019 года "Сириус" в первый раз принял иностранных гостей. В нашей группе были шесть француженок, которые получили возможность поехать в Россию, выиграв в конкурсе переводов на русский язык.

Как только открылась смена, работа понеслась. И еще какая! Мы делали мультфильмы за четыре дня, писали авторские тексты за неделю, успевали начать и закончить письмо за несколько часов до сдачи. Литераторы вообще не любят дедлайны: уж слишком несобранные, витающие в облаках люди. От этого нас отучали. Часто бывали дни, когда свободного времени не выделялось вовсе: все занимали лекции, семинары, встречи, а тексты, соответственно, приходилось писать по ночам или заводить будильник пораньше. Такое жесткое расписание не давало терять времени. Когда потом у меня выходил свободный час, я не могла позволить себе бессмысленно его тратить. 

Как я уже упоминала, каждый день проходили новые семинары и мастер-классы. Они были посвящены буквально всему. Августовская смена для литераторов - смена творчества, когда стажеров не загружают исследовательскими работами и учебой, программа ориентирована на развитие мышления, идей. Даже лекция такая была: "Современные технологии творчества".

Занятия тоже проходили необычно. Помню, как один раз наш педагог сказала: "Я понимаю, что по приезде от нашего разговора в ваших головах останется процентов пять, и потому не буду слишком много говорить". На каждом мастер-классе мы сами что-то создавали, повторяли, так шансы научиться чему-либо возрастали.

У нас были задания и проекты, которые оценивали мастера. В первый день каждый выбирал мастерскую. Я попала в "Бумажное кино", где создавались мультфильмы, были также мастерские, обучающие ораторству, инфографике, визуальному оформлению текстов и сайтов, игротехнике и т.п. Каждый из них был косвенно связан с литературой, ведь даже для кино и игры нужны сюжеты.

Мы писали тексты. Много текстов. Нас не ограничивали в выборе жанра или стиля, от нас требовали оригинальности, качества языка и, в случае письма, соответствия текстам "новой природы" (визуальное оформление). 

Литература 6 в полном составе

Прошедшая смена строилась по принципу игры в бисер (книга "Игра в бисер" Г. Гессе), которую осилили все стажеры. Шесть групп, проходящих программу "Литературное творчество", были посвящены шести городам: Москве, Санкт-Петербургу, Флоренции, Праге, Лиссу и Парижу. Каждая группа составляла свою игру (с основой на книгу), целью которой было показать город, его дух (genius loci) через историю, искусство, игры, но не прибегая к городским понятиям. К этому проекту нас, так или иначе, готовили всю смену. Нас учили снимать пену, чтобы видеть большее. Благодаря такому подходу ты начинаешь вглядываться в вещи, искать в них душу и находить прекрасное не только в городах вроде Парижа.

За время смены у нас преподавали профессора ведущих государственных университетов, состоялись встречи с писателями и редакторами. Ценные идеи о писательстве и драматургии я вынесла из встречи с Гузель Яхиной и Еленой Шубиной. 

У нас было очень мало свободного времени. Это правда. Часто даже лишних десяти минут в течение дня. Но каждое воскресенье становилось выходным днем, когда группы водили на море, экскурсии, турниры. 

Иногда по вечерам (также и в будни) можно было попасть по записи на дополнительные мероприятия. Так, например, я успела покататься на фуникулере в горах, американских горках в "Сочи-парке" и коньках, посетить ледовое шоу, хоккей и балет.

За месяц в "Сириусе" сильно устаешь. Ты вытаскиваешь из себя все идеи и словно бы остаешься ни с чем. Но оно того стоит! Ты начинаешь бережнее обращаться со своим временем как с еще не заслуженным подарком, видишь свой уровень по сравнению с другими ребятами, которые трудятся больше и увереннее, за месяц учебы понимаешь то, как и чего можно достичь. Ведь новые возможности отлично видны с высоты сириусовских этажей.

Было много душевных моментов. Песни, танцы под музыку уличного трубочиста, вечерние сборы, праздники (мы отмечали Новый год 18 августа!) и творческая работа, доходящая до абсурда...

Акулы в океанариуме

Я надеюсь, что не для всех эта статья была просто путевым очерком. В "Сириус" может попасть каждый школьник, добившийся чего-то в своем направлении творчества. Программы проходят круглый год, у каждого потока своя специфика. 

Зайдите на сайт https://sochisirius.ru/ и выберите то, что подходит вам. "Сириус" любит своих выпускников, а еще их ценят сотрудничающие с ними организации и университеты.

Анастасия Сиделева, юнкор, выпускница детского объединения "Юный журналист" ГЦВР "Досуг".

news 20190605 1559738324 uso64c