Знал, что нужно делать

Новости

Когда я позвонила Николаю Ильичу Рубцову, чтобы договориться об интервью, волевой мужской голос в трубке ответил: «Извините, сейчас мне совершенно некогда, освобожусь где-то через полчаса». Через полчаса интервью состоялось. Но вновь прервалось, так как Николай   Ильич куда-то спешил.

С первых минут разговора было ясно, что человек он прежде всего волевой. А вот то, что еще очень целеустремленный  и всегда доводит поставленную цель до конца, выяснилось уже в ходе нашей беседы.

Родился Николай в Воронежской области, в сельской местности. Шахтеров в семье не было. Но как это часто бывает, за компанию с друзьями Николаем Грибовым и Николаем Дрожжиным (три Николая!) решили поступать в Новошахтинскую горнопромышленную школу №20. Позже один из друзей вернулся в деревню, а с другим жизненные пути тоже разошлись.

Обучение было недолгим, всего один год. И в 1960-м он уже имел профессию электрослесаря шахтного подземного. Направили его работать на шахту №7 (позже она будет называться «Коминтерновская»)  электрослесарем. Подземный стаж пошел сразу же. Работая, окончил курсы ГРОЗ, стал работать горным рабочим очистного забоя).

Карьерный рост шел по месяцам

В 1962-м Николай ушел в армию. Три года службы, и в 1965 году, после демобилизации, вернулся на ту же шахту.

В 1966-м поступил в Шахтинский горный институт. А в 1973-м уже имел диплом горного инженера по разработке угольных месторождений (специальность «Технология и комплексная разработка ископаемых»). Изучали не только геологические дисциплины, такие, как, например, кристаллография, но и сопромат, философию. Был еще такой предмет, как «Открытые разработки». После «вышки» сначала была работа горным мастером на шахте «Коминтерновская» (бывшая №7). А уже в 1974-м на «Западной-Капитальной» — заместителем начальника участка по добыче угля. Через полгода — начальником участка.

В 1978-м Николая Ильича перевели на Несветаевскую шахту заместителем директора по производству. С 1979-го он — главный инженер этой шахты вплоть до 1987 года.

Следующий этап — недолгое время работы главным инженером Новошахтинского шахтопроходческого управления комбината «Ростовшахтострой». До мая 1988 года — начальник шахтоуправления.

В мае 1988-го по согласованию с обкомом партии был переведен в производственное объединение «Шахтуголь» в Красном Сулине.

Начались девяностые… Менялось многое, в том числе и название должностей с теми же обязанностями. Технический директор (читай, главный инженер) — так теперь называлась должность Николая Ильича Рубцова. А в 2002 году его с почетом проводили на заслуженный отдых.

Честно признаюсь, что никогда ранее, беря интервью, не встречала человека, у которого карьерный рост шел буквально по месяцам. Горный мастер, заместитель начальника участка, начальник участка, заместитель директора…

Дали сразу два плана по углю

Николай Ильич рассказал случай из его шахтерской жизни. А таких моментов было немало. Но этот все же особенный. И вот почему…

Работал он тогда бригадиром на шахте «Коминтерновская». На одном из участков произошел завал лавы. Его пригласил к себе директор шахты Анатолий Васильевич Матвеев и сказал такую фразу: «Что тебе нужно, чтобы погасить те плановые 200 тонн угля, которые эта бригада выдавать теперь не сможет?». Рубцов ответил: «Перевести мою бригаду на шестичасовую смену и добавить в нее 10-12 человек».

Бригада состояла тогда из 25-26 человек. Теперь она выросла до 35-36, и через сутки бригада Николая Ильича дала первые 400 тонн вместо 200. То есть два плана! В таком режиме проработали месяца 3-4.

Случай этот приобрел широкую огласку. Приезжали из Агентства печати «Новости», брали интервью. А потом статья о его трудовом подвиге вышла в этом журнале на 15 языках! Журналы эти (все 15 экземпляров) теперь хранятся у дочери.

За счет увеличения интенсивности труда и количества людей ему удалось удержать плановый показатель. Николай Ильич говорит, что таких случаев помощи шахте было много. А на вопрос, как ему это удавалось, ответил: «Просто я знал, что нужно делать».

Как и прежде, в строю

Что сейчас? С выходом на пенсию занялся вплотную садом. Без работы не представляет себе ни дня. И к саду с его плодовыми деревьями относится со всей душой, как и к прежней шахтерской деятельности.

Широкий круг друзей-единомышленников, а также пытливый ум не позволяют выйти из сегодняшнего жизненного момента. Он, как и прежде, в строю.

Значимые награды: знак отличия «Шахтерская слава» трех степеней, медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд». Но самой большой наградой Николай Ильич Рубцов считает подарок  Министерства топливной промышленности Российской Федерации — дом, в котором он сейчас живет.










Красносулинский вестник
Добавить комментарий