Здорово дневали!

Новости

История донского казачества

АЗОВСКИЕ КАЗАКИ — древние жители Приазовья и Нижнего Дона.

Первое известие о них относится к Х в., где их земли были отмечены между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, княживший там тогда же Мстислав Томаторканский комплектовал свою дружину из местных племен. Историк Карамзин писал о донских казаках: «Нет сомнения, что они же назывались прежде азовскими, которые в течение 15 века ужасали всех путешественников в пустынях Харьковских, Воронежских, в окрестностях Дона».

После завоевания Кавказа и Крыма турками азовские казаки оставались в приазовских степях, в частности, селились в Азове. Они продолжали свои кочевые и военные промыслы. Иногда нападали на московские окраины и на посольские караваны. Однако часть их вызвала недовольство султана и в 1503 г., спасаясь от карательной экспедиции, должна была перекочевать в лесостепь между Северским Донцом и Десной. Отсюда они вскоре предложили свои услуги московскому великому князю с тем, что они будут ему помогать в его войнах с польско-литовским королем, а за это никто не должен им препятствовать.

После того как азовские казаки прожили полвека в области Северской, их стали называть северюками. Перешедшие в оседлость остались на месте как казаки путивльские, а кочевое племя Сары Азмана возвратилось на Дон. К 1549 г. они «утвердились в нынешней своей области, — говорит тот же историк Карамзин, — взяли город Ахас, назвали его черкасским или казачим».

Московские и ордынские акты того времени называют их и казаками, и севрюками, и сарыазманами, и черкасами, а к азовским относят только ту часть казаков, которые остались лояльными к султану и долго еще не расставались с берегами Азовского моря. Язык азовских казаков сохраняется на Дону и в настоящее время в некоторых чертах диалекта донских казаков низовых или старых.

Остатки азовских казаков после присоединения к России Приазовского края указом от 9 января 1737 г. были помещены в гарнизон крепости Св. Анны, построенной Россией в 1730 г. на берегу Дона недалеко от станицы Старочеркасской взамен Азова, возвращенного туркам, под их прежним именем. В 1769 г. они были распущены и включены в Донскую общину.

Скриншот_18-10-2021_113115.jpg

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ народов Дона

Праздники на Дону издавна считались святым днем, когда, в отличие от будней, нарушается привычный ход жизни. В эти дни предполагалось обязательное участие в празднике всех взрослых жителей, за исключением больных, инвалидов и старых дев.
Праздники не только допускали, но и поощряли изготовление и употребление большого количества разнообразных блюд и традиционных напитков, участие в них многочисленных гостей.

Причем странствующие нищие приглашались всегда к столу в первую очередь, что считалось проявлением «общественной милостыни».
Любой праздник всегда сопровождался уборкой дома и двора, подновлением внешнего вида жилища. В эти дни принято надевать лучшую, иногда специальную одежду, вести разговоры, не касающиеся работы и повседневных хлопот.

У всех народов, живших на Дону, и сейчас сохранились свои самобытные черты: каждый отмечает его по-своему.

Например, у русских любимый праздник — Масленица,веселый, озорной, отчаянный, обильный и очень сытный, приправленный искрометным юмором.

Близок по смыслу нашей Масленице грузинский праздник ксеноба-берикаоба, с ряжеными, обильным столом, музыкой и многоголосым пением, который отмечался в феврале-марте. Весело провожали зиму, а впереди земледельца ждала весенняя страда.

Главным праздником аварцев был Оубай — день первой борозды, с пышной трапезой после ритуальной вспашки, скачками, играми, игрой на зурне, бубне, барабане… 

Народы, исповедующие ислам, в день весеннего равноденствия отмечают праздник Навруз-байрам. Он связан с наступлением Нового года, приход которого раньше отмечался весной. Считалось, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом, на котором непременно должны быть хлеб, пиала с водой, в котором плавает зеленый лист, сосуд с розовой водой, орехи, мясо петуха, рыба, молоко, сыр.

Скриншот_18-10-2021_113153.jpg

Казачьи городки. Станица Митякинская

Продолжаем знакомить своих читателей с казачьими городками (и станицами) 16-17 вв. и сегодня расскажем о городке Митякин, впоследствии ставшем станицей Митякинской.

Городок Митякин возник в 1685 г. Краевед В.В. Шумов говорит, что, по преданию, городок на месте сожженного стана «атамана И. Мотяка» впервые упоминается в 1571 г.

Историк А.А. Мартынов, исходя из преданий, считал, что основателями донецких станиц до Митякинской являлись «татары, монголы и болгары», а от Митякинской и выше — русские и украинцы.

Первоначально поселение находилось на левом берегу Северского Донца, в месте, которое потом называлось Старым городком, на важнейшем в 17 в. российско-донском сухопутном торговом пути. По преданию, в 1697 г. городок поменял свое местоположение — стал располагаться в лесистой местности, отделившись от «нагорного правого» берега Донецкою протокою, а от левого лугового берега — рекой Донец и потому находился как бы на острове.

В начале 20 в. историк И.В. Тимощенков отмечал неудобство этого местоположения:

«Вокруг станицы сыпучие пески, находящиеся в постоянном движении. Ветер то там, то тут выдувает ямы и образует такие же бугры, передвигая их с места на место в одно лето несколько раз. Городок занимал площадь около десяти гектаров. Пушки были обращены на правый берег Донца, т.е. в крымскую сторону, потому что в летний период река мельчала, а протока почти пересыхала, и создавалась опасность внезапного нападения татар».

Предание утверждает, что в городке была и своя церковь. В 1703 г. в городке состояли 93 служилых казака. В январе 1709 г. митякинцы схватили скрывавшегося булавинского атамана Н. Голого, которого доставили в Воронеж князю В.В. Долгорукому. В 1727 г. «в станице была сильная моровая язва, оставившая много домов без людей». По преданию, ее прекратила явившаяся тогда икона Св. Параскевы, впоследствии особо почитавшаяся жителями.

Свое название городок, возможно, получил от названия речки Митякинки. Но скорее всего от имени первого казачьего атамана Ивана Митякина. Основой же фамилии атамана могла стать уменьшительная форма имен Дмитрий или Митрофан.

Скриншот_18-10-2021_113007.jpg

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал открыт для плавания 31 мая 1952 г.

В древности сообщение между Доном и Волгой в месте их сближения поддерживалось при помощи «переволоки» судов или по гужевым дорогам.

Идея соединительного канала появилась очень давно, но выполнить ее одними живыми силам, без помощи технических средств, не удалось ни солдатам турецкого султана Селима в 1569 г., ни массам рабочих, согнанных сюда Петром Первым в 1705-1706 гг. Зато в наше время, при современной технике, проект удалось блестяще завершить с меньшим напряжением сил.

Основную работу произвели сотни экскаваторов, землесосов, скреперов, тракторов и грузовых автомобилей. Железобетон послужил материалом для постройки 13 шлюзов канала и укрепления его берегов.

Канал питается донскими водами потому, что уровень Дона выше волжского более чем на 40 метров.

Скриншот_18-10-2021_113216.jpg

Духовный цветник

БОГОРОДИЦА ДОНСКАЯ — образ 14 в., написанный кистью одного из греческих иконописцев, раньше хранился в московском Донском монастыре, а теперь находится в Третьяковской галерее.БОГОРОДИЦА ДОНСКАЯ — образ 14 в., написанный кистью одного из греческих иконописцев, раньше хранился в московском Донском монастыре, а теперь находится в Третьяковской галерее.

Икона — подарок донских казаков московскому князю Дмитрию накануне Куликовской битвы с татарами в 1380 г.

Скриншот_18-10-2021_113133.jpg

 

Красносулинский вестник
Добавить комментарий