Шахта снится до сих пор…

Новости

Как вы думаете, какие могут возникнуть ассоциации при  слове «шахта»? Лично у меня такие, словесные. Это «тяжелый труд». Нет, «очень тяжелый труд», «опасность» и «страх». А вот для Владимира Петровича Козменко шахта — то  место, которое дало ему не только надежную работу, но и надежных людей рядом. «Мое место» — вот так он охарактеризовал свои отношения с шахтой.

Шахтер он потомственный. Его отец в 14 лет пошел учиться в горно-промышленное училище. И проработал потом всю жизнь на одной шахте — №56. Так что Владимир Петрович в двойном варианте повторил судьбу отца: выбрал ту же профессию и практически всю жизнь проработал на шахте «Юбилейная». Был у него, правда, только год работы на шахте «3-2 БИС»…

А вообще после 11-го класса (в 50-60 годах прошлого века обучение было одиннадцатилетникм) он начинал работать на ГРЭС «Несветай». Тогда у молодежи не было желания после окончания школы рвануть в Ростов или Москву. Выбирали работу поближе к дому. Владимир Петрович говорит: «Когда молод, то нравится тебе или не нравится, ты ощущаешь сразу. На станции сразу не понравилось».

Он сравнивает это с ситуациями, которые происходили на шахте. Бывает, устроится человек на работу и сразу, после одного дня работы просит ручку и бумагу — заявление об увольнении написать. «Шахта не приняла». Судя по всему, с Владимиром Петровичем на ГРЭСе произошло то же самое. А вот шахта приняла сразу.

В 1964 году поступил заочно в Шахтинский филиал Новочеркасского политехнического института («разработка подземных ископаемых»). Признается, что учился очень долго. С 1964 года по 1980-й. Была годовая попытка обучения на очном отделении. Но не пошло… Обучение в институте семейного шахтера с двумя детьми… Да это такой же подвиг, как сама шахтерская работа!

И результат обучение дало даже до получения диплома. В 1979 году назначили подземным горным мастером, через год — старшим мастером, в 1982-м — заместителем начальника участка. Позже приглашали на должность главного инженера КСШУ. Когда на «Юбилейной» узнали, что собираются Владимира Петровича забрать на высокую должность, сразу повысили до начальника участка горнопроходческих работ.

Работа в шахте полна разных случаев, ситуаций. Владимир Петрович вспоминает: «Когда февраль 1987 года заносил район снежными и пыльными бурями, шло заседание у директора шахты Анатолия Афанасьевича Обухова. И тут звонок — едет высокое начальство. Генеральный директор объединения «Ростовуголь», в подчинении которого было тогда 26 шахт!».

Что это означало? Означало — в шахту, готовить выработку. А расклад бывал такой: когда приезжает высокое начальство, выбирают участок и ведут туда. Выбрали в тот раз участок Владимира Петровича, а его самого — в качестве сопровождающего. Владимир Петрович вспоминает: «В разговоре с генеральным смелость какая-то появилась. Он спрашивает: «Освоите 225 метров за месяц? (А план тогда был 185 метров). — И я так смело ему в ответ: «Освоим!». Но… Подошел к концу месяц, и недобрали мы  пять метров».

В 1995 году приезжал на шахту Анатолий Чубайс. Была делегация из Индии. А вот здесь произошел смешной случай  (почему-то вообще на «Юбилейную» приглашали довольно часто. Кстати, была она самая молодая). «В делегации были два переводчика-индийца: мужчина и женщина. И почему-то им захотелось, чтобы в шахту спустилась женщина. Директор говорит: «У нас женщин в шахте нет». И тут поднимается клеть, а оттуда выходит женщина-нормировщик. Индийцы переглянулись и заулыбались…».

Проработал на своей родной шахте Владимир Петрович с 1970 года, когда пришел подземным горнорабочим, до ее закрытия в 2002 году. Говорит, что закрыли ее совсем в молодом возрасте — ей было всего 38 лет (учитывая, что шахты рассчитаны на 50).

У Козменко много грамот и благодарностей за шахтерский труд. А самыми значимыми наградами он считает звание «Заслуженный работник угольной промышленности» и нагрудный знак «Почетный шахтер».

К сожалению, уже три года, как нет в живых его супруги Тамары Васильевны, с которой создал семью в 1968 году, в 21 год. Разъехались дочери (одна — в Ростове, другая — в Геленджике). Уже есть три внука, две внучки и даже правнучка. Гордость дедушки — внучка. После окончания гимназии №1 отучилась на юридическом в Ростове, была направлена в Москву. Интересный факт: в многомиллионной Москве встретить свою судьбу — молодого человека из Таганрога! Сейчас уже есть ребенок. А после выхода из декрета ждет ее работа федеральным судьей.

Задавала вопрос своему собеседнику и уже знала, какой получу ответ: «Не жалеете ли вы о том, что когда-то  выбрали именно эту профессию?». — «Как можно жалеть, если шахта до сих пор снится! Это было мое».

Лидия Егорова.




Красносулинский вестник
Добавить комментарий